Тема для "глупых" вопросов по терминологии и понятия, встречающимся в логопедии.
Не стесняйтесь, пожалуйста... спрашивайте все, что угодно. Гугл не всегда помощник. Там иногда так объяснят термин, что для понимания объяснения еще раз пять в словарь слазить надо
Терминология логопедииМодераторы: Надежда 148, Ведьмежонок
Сообщений: 5
• Страница 1 из 1
Сообщение №2
Начну с терминов из этой темы Дисграфия
Все намеренно буду писать разговорным языком, вследствие чего могут отмечаться неточности и "ненаучности". Так что кому надо точно-строгое значение, уточните в словарях. Ну я, по возможности, тоже такое наукообразное выкладывать буду. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Ребенок во-первых, не выговаривает звуки, например говорит сапка (шапка) и коска (кошка), во-вторых, не различает их. Т.е. смешивает те же С - Ш (один из множества вариантов) на слух, а не только в речи. В этом случае он затрудняется в выполнении задания типа: разложи картинки на две группы, со звуком С и звуком Ш (кошка, сосна, шапка, пылесос). Термин составлен из двух слов: фонетика - это собственно звуки которые мы произносим и фонематика - это звуки, которые мы различаем. Т.е. "поломка" обеих систем. Имеем у дошкольника нарушение, называемое ФФН, а это прямая угроза к возникновении дисграфии в школьном возрасте Еще раз - определения намеренно примитизированы Надо только выучиться ждать,
Надо быть спокойным и упрямым.
Сообщение №3
Недоразвитие лескико-грамматической стороны речи, это, как правило ОНР (общее недоразвитие речи). Ребенок неточно употребляет слова (лексика) и допускает ошибки в грамматическом оформлении предложений (грамматика). Ошибки могут быть самые разные: неточности в употреблении падежных окончаний, предлогов, смешение по родам, ошибочное употребление приставок и суффиксов и т.п. Грамматики без лексики и лексики без грамматики не бывает, нарушается именно лексико-грамматическая сторона речи и никак иначе.
Пример: сахар - сахарница - это и словарь (лексика), знание названия продукта и посуды. И грамматика - суффиксы. Мало того, обычно недоразвитие ЛГ стороны речи не обходится без нарушений фонетики и фонематики. Т.е. мы и имеем общее (т.е. всеобъемлющее) нарушение речи - поломка всего речевого механизма, всей системы. В школе это все дисграфии скопом, разве что оптическая не обязательна Надо только выучиться ждать,
Надо быть спокойным и упрямым.
Сообщение №4
Артикуляторно-акустическая, сдеалем все то же - вычленим слова.
Артикуляция - это движения языка, губ, челюсти, мягкого неба, щек (называется все это хозяйство "артикуляционный аппарат). Бывает, что все у ребеночка хорошо, но кончик языка малоподвижен. И тогда нет у ребенка звука Р. И тогда мы решаем собственно проблемы артикуляции - делаем гимнастику и ставим звук. Это как раз тот маленький кусочек работы логопеда, по которому о нас судят. Мне часто говорят: "Аааа, логопед! Букву Р говорить учишь!" Гыыы Акустика - наука о звуке, изучающая физическую природу звука и проблемы, связанные с его возникновением. Как это пришить к логопедии? Через акустически свойства звука человеческой речи. Кого тянет к знаниям , тем сюда http://www.wddb.ru/publ/jazykoznanie/akusticheskie_svojstva_zvukov_rechi/12-1-0-372 А я скажу просто - звуки они разные. Они шипят (ш,ж), свистят (с, з), сложно чавкают (аффиката ч) и сложно цокают (аффриката ц). А также гудят (л, м, н) и вибрируют (р).. еще взрываются (п,б) или выпускают воздух через преграды (в, ф... хотя тут и остальные тоже можно упомянуть)))) Так вот, ребенок с ФФН этих затейливых вариаций "не слышит", часто поэтому и не выговаривает эти звуки... ну если ему без разницы с или ш - то чего убиваться-то? Ну и язык "лениво" отдыхает, заменяя все многообразие получения акустических эффектов 3-5 вариациями... Итог - и с языком-то не очень, и звук не выговаривается (артикуляционная часть) и с акустикой беда (не различает оттенков звуков), имеем артикуляционно-акустическую дисграфию. А иногда логопед (или сама мама, что чаще бывает) звук поставила, а на фонематику (фонематический слух) забила.. тогда будет акустическая дисграфия. Надо только выучиться ждать,
Надо быть спокойным и упрямым.
Сообщение №5
Языковой анализ и синтез
Что за зверь? Ну в целом анализ - это все раслченить, а синтез - все объединить. Т.е. это умения проделывать всякие такие штуки (делить и соединять) со словом, словосочетанием, предложением... Анализируем предложение: выделяем первое-второе-третье слово и предлог. Отвечаем на вопросы или задаем вопросы. Синтезируем предложение: собираем слова обратно во фразу, можно меняя члены предложения местами и смотрим, что из этого получается. Выкладываем схему. Записываем в тетрадь словами. Анализируем слово: можно по слогам (1-2-3 слог), ударный слог, безударный слог. Собрать "рассыпанные" слоги - это уже будет синтез. А можно и звуковой анализ провести. О, вот звуковой анализ и покажет во всех красе наши возможности/невозможности. Там мы анализируем каждый звук - гласный от или согласный? Если согласный - то твердый или мягкий? Звонкий или глухой? Это обычный анализ, общешкольный... А логопед еще достанет вопросами свистящий или шипящий, а как язычок установлен, а какая воздушная струя холодная или теплая? А куда она направлена? А губы при этом что делают? Ну и т.д. Назвать и обозначить на схеме слог-слияние - в этом случае будет синтез. Надо только выучиться ждать,
Надо быть спокойным и упрямым.
Сообщений: 5
• Страница 1 из 1
|
Кто сейчас на конференции
Сейчас эту тему просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1