Имя пользователя:

Пароль:




Слоговая структура слова: норма и патология

Модераторы: Надежда 148, Ведьмежонок

Сообщение №1

Сообщение Ведьмежонок » 21 ноя 2014, 12:58

Нормы развития слоговой структуры слова у детей разного возраста

Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, логопеды говорят о нарушении слоговой структуры слова. До трех лет такое явление нормально. Беспокоиться о состоянии речи ребенка нужно, когда ребенок говорит «мицаней» или «милицилинел» вместо «милиционер» в возрасте 4-5 лет.

Приблизительные нормы усвоения слоговой структуры слова

3 года - воспроизведение слов, состоящих:
- из 2-х слогов, например, (вата, ива, сова и т. д.),
- из 3-х слогов (кабина, машина, утята и т.д.)
- из 1 слога, например, (мак, сок, дым, и т.д.)

4-5 лет - воспроизведение слов:
- из открытых слогов без стечения согласных (малина, пуговица, помидоры);
- из 4-5 слогов (простокваша, телевизор, сковорода, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство);
- слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова (снег, капуста, крыша, кошка, мостик, свисток,).

Ребенок должен уметь:
- назвать предметные картинки;
- повторить слова за взрослым;
- ответить на вопросы, например «На чем можно жарить?».

После 5 лет дети повторяют за взрослым предложения с большой концентрацией сложных слов, например:
Водопроводчик чинил водопровод.
Милиционер регулирует уличное движение.
В аквариуме плавают разноцветные рыбки.
Строители работают на строительстве высотного дома.
Волосы подстригают в парикмахерской.
Кроме того, детям могут самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам.

Дети школьного возраста должны уметь выполнять задания, как в устной, так и в письменной форме:
- чтение слов сложной слоговой структуры;
- чтение предложений, насыщенных словами разного типа;
- чтение скороговорок;
- списывание сложных слов и предложений.
Надо только выучиться ждать,
Надо быть спокойным и упрямым.

Ведьмежонок
 
Автор темы

Сообщение №2

Сообщение Ведьмежонок » 21 ноя 2014, 12:59

Работа по устранению нарушений слоговой структуры складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков и требует значительного времени.
В коррекционной работе можно выделить два основных этапа :
I. Подготовительный этап - развитие чувства ритма, стимулирование восприятия ритмической структуры слова.
- отхлопывание ритмов, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона;
- отхлопывание слоговой структуры с ударным слогом: Ххх, хХх, ххХ.
- упражнение на развитие координации рук: выполнение движений поочередно правой и левой руками, а затем одновременно обеими руками (кулак левой руки – ребро правой руки и т. д.)
- логоритмика, отхлопывание ритма музыкального произведения.
Надо только выучиться ждать,
Надо быть спокойным и упрямым.

Ведьмежонок
 
Автор темы

Сообщение №3

Сообщение Ведьмежонок » 21 ноя 2014, 13:00

II. Коррекционный этап - воспроизведение ритмических долей в собственной речи ребенка.
Данный этап проходит в следующем порядке:
1. Уточнения артикуляции сохранных звуков.
2. Проговаривание слоговых рядов различной степени сложности только с сохранными звуками.

1. Уровень звука

Гласные
- произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике;
- произнеси звук О столько раз, сколько раз логопед хлопнул в ладоши;
- пропевание серий звуков с чёткой артикуляцией;
- узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;
- повторение звуков за логопедом, чтение букв, записи буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты): АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО;
Ударные гласные
- те же задания с выделением ударного звука: А УА, А У А, АУ А;
- логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А-АА; АА-А; А АА; А А А; АА А .
Надо только выучиться ждать,
Надо быть спокойным и упрямым.

Ведьмежонок
 
Автор темы

Сообщение №4

Сообщение Ведьмежонок » 21 ноя 2014, 13:01

2. Уровень слога
- нанизывание колец на стержень с одновременным произнесением цепочки слогов.
- повторение цепочек слогов: са-со-су-сы; сы-са-со-су.
- однотипные слоговые цепочки с ударным ритмом ТАтата, таТАта татаТА);
- сосчитай, сколько слогов логопед произнес (слоги прямые, обратные, со стечением согласных).
- назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.

Слоги со стечением согласных
- повторение за логопедом серии слогов со стечением согласных:
ста-сто-сту-сты
а-ста, а-сто, а-сту, а-сты
и-ста, и-сто, и-сту, и-сты
- игра «Скажи наоборот»: са-ас, со-ос, тса-аст.
- запись слогов различных типов под диктовку.
- составление слов из предложенных слогов (ма ши на)
Надо только выучиться ждать,
Надо быть спокойным и упрямым.

Ведьмежонок
 
Автор темы

Сообщение №5

Сообщение Ведьмежонок » 21 ноя 2014, 13:01

3. Уровень слова.
Принципы работы:
- структура осваиваемых слов расширяется и усложняется за счет уже имеющихся в речи ребенка конструкций;
- формирование слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолированные, так и в составе фразы;
- в наиболее тяжелых случаях работу следует начинать с вызывания или закрепления имеющихся в речи ребенка слов-звукоподражаний.
- переход к двусложным словам осуществляется с помощью уже усвоенных простых слоговых конструкций: детям предлагаются двусложные слова типа мама, папа, баба.
- соблюдается следующая последовательность: проговаривание слов за взрослым отраженно, называть слова по картинкам, составлять предложения со знакомыми словами.

Выделяют 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности (классификация слов по А.К. Марковой). Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов (см ПРИЛОЖЕНИЕ)
Надо только выучиться ждать,
Надо быть спокойным и упрямым.

Ведьмежонок
 
Автор темы

Сообщение №6

Сообщение Ведьмежонок » 21 ноя 2014, 13:03

ПРИЛОЖЕНИЕ

Порядок введения в речь слогов различного типа
Гласный +гласный /ау, уа, иа/
Согласный + гласный /ба-ба-ба/;
Гласный + согласный /ам-ам-ам; ох – ох – ух/
Гласный +согласный + гласный /апа-апа-апа/
***
Согласный + согласный + гласный /ква – ква – ква/
Гласный + согласный + согласный /афт – афт — афт/
Гласный + согласный + согласный + гласный /адна-адна-адна/

Типы слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности

1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети).
2. Трехсложные слова из открытых слогов (охота, малина).
3. Односложные слова (дом, мак).
4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель).
5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
6. Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).
7. Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон).
8. Трехсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).
9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягненок, половник).
10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрешка).
11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).
12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).
13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плетка, кнопка).
14. Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).

Речевой материал можно найти в интернете, просто введите в строку название нужного вам этапа например " Трехсложные слова с закрытым слогом".
Надо только выучиться ждать,
Надо быть спокойным и упрямым.

Ведьмежонок
 
Автор темы

Сообщение №7

Сообщение Ведьмежонок » 21 ноя 2014, 13:08

Выше изложена схема работы, самые общие направления.
Рекомендуемая мной по этому вопросу литература
http://pedlib.ru/Books/3/0326/3_0326-1.shtml#book_page_top
http://pedlib.ru/Books/2/0234/2_0234-1.shtml

Картинный материал
http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2011/12/17/slogovaya-struktura-slova-kartinnyy-material-s-igrovymi

Музыка и ритмы - музыкальные альбомы Железновой "Музыка с мамой", для начального этапа "Песенки-инсценировки"

Пропевание гласных ищем на ютубе "Логоритмика" и поиск по звукам или слогам, примеры тут
Ребенок глотает начало слов, норма или...?

PS все уточняющие и развивающие тему вопросы, с опорой на эту схему работы, приветствуются :flower:
Отвечать буду, как смогу :idontno:
Надо только выучиться ждать,
Надо быть спокойным и упрямым.

Ведьмежонок
 
Автор темы

Сообщение №8

Сообщение Ведьмежонок » 21 ноя 2014, 13:19

В работе с гласными звуками - пропевание звука, выкладывание изображений символа (вместо написания), пропевание цепочки звуков со зрительной опорой и т.д. хороши символы ТкаченкоТ.А.

вот они
http://www.logolife.ru/logopedy/kartinnyj-material-logopedy/kartinki-s-simvolami-dlya-izucheniya-zvukov.html

вот оригинал
http://www.twirpx.com/file/140424/
Надо только выучиться ждать,
Надо быть спокойным и упрямым.

Ведьмежонок
 
Автор темы

Сообщение №9

Сообщение Совёнка » 05 сен 2015, 21:31

Понятно,почему я эту темку пропустила, год назад у нас ещё мама и кака были в зачаточном состоянии, так что более сложные вещи меня н интересовали :D :blush:
Изображение
Жизнь - удивительная штука: дырки на шкурке у кошки находятся ровно там, где у кошки глазки
Во всём виноваты Путин, Бог и глобальное потепление (с) один таксист

Совёнка
 

Сообщение №10

Сообщение Ведьмежонок » 05 сен 2015, 22:00

Совёнка, вперед надо смотреть! :umnik: :D
Надо только выучиться ждать,
Надо быть спокойным и упрямым.

Ведьмежонок
 
Автор темы

Сообщение №11

Сообщение Совёнка » 05 сен 2015, 22:02

Ведьмежонок, у меня голова лопнет :spy: мне бы на сейчас ничего не пропустить критичного, у ребёнка же не только логопед из возможных специалистов :crazy: "нашим", видимо, гастроэнтеролог будет :crazy:
Изображение
Жизнь - удивительная штука: дырки на шкурке у кошки находятся ровно там, где у кошки глазки
Во всём виноваты Путин, Бог и глобальное потепление (с) один таксист

Совёнка
 

Сообщение №12

Сообщение Ведьмежонок » 05 сен 2015, 22:14

Совёнка писал(а) on 05 сен 2015, 22:02:Ведьмежонок, у меня голова лопнет

Расслабься... слоговой на ваш возраст даже нормативов нет, как видишь :) Говорит и хорошо :flower:
Надо только выучиться ждать,
Надо быть спокойным и упрямым.

Ведьмежонок
 
Автор темы

Сообщение №13

Сообщение Совёнка » 05 сен 2015, 22:22

Ведьмежонок писал(а) on 05 сен 2015, 22:14:Говорит и хорошо

Ага , пасиб :flower: надо поменьше общаться с мамочками будущих полиглотов, у которых детки-ровесники уже предложениями разговаривают и стихи рассказывают. Мне вредно, я переживать начинаю и приставать к ребёнку со всякой фигнёй :spy:
А ведь реально знаю такую девочку, она даже младше на месяц, а говорит так хорошо, чётко и много...

С другой стороны, у мамы способностей к языкам нет, так откуда у ребёнка им взяться? ))))))
Изображение
Жизнь - удивительная штука: дырки на шкурке у кошки находятся ровно там, где у кошки глазки
Во всём виноваты Путин, Бог и глобальное потепление (с) один таксист

Совёнка
 

Сообщение №14

Сообщение Ведьмежонок » 05 сен 2015, 23:27

Совёнка, они по-разному говорят лет до 3,5-4, а потом все выравниваются. Не беру случаи патологии, Но ИМХО не ваш случай совсем ттт.
Надо только выучиться ждать,
Надо быть спокойным и упрямым.

Ведьмежонок
 
Автор темы

Сообщение №15

Сообщение Alina » 16 дек 2016, 11:29

Ведьмежонок писал(а):
отхлопывание слоговой структуры с ударным слогом: Ххх, хХх, ххХ.



Я не очень поняла этот момент. Х - это ударный слог, а х - не ударный слог. Для того чтобы начать это отстукивать мне нужнг подобрать список слов из 3-х слогов? Нужнг начинать с 1-го слова? Или можно отстукивать несколько? Если мы к примеру, играем в мяч 3-4 раза в день то можно брать сразу 3 или 4 слова? Или нужно долбить одно слово пока оно "не начнет от зубов отлетать"? Это должно быть простое незнакомое слово? Или слово которое она уже пытается говорить, но у нее не получается? Или это должна быть именно связка из трех 3-х слоговых слов с ударениями на разный слог? А нет какого-то списка рекомендуемых слов для начинающих, продолжающих, улучшающих? Просто, как с той же конфетой, вы мне пока не объяснили, что это слово очень сложное для нее, я и не понимала в чем сложность.

Мы так в ладоши отхлопывали слово "по-пи-ть". Я, конечно, его сейчас не правильно поделила на слоги, но у нас "ть" никак не получалось или забывалось. Сейчас она это слово так и говорит по слогам.

Alina
 

Сообщение №16

Сообщение Ведьмежонок » 16 дек 2016, 12:06

Alina писал(а) on 16 дек 2016, 11:29: Для того чтобы начать это отстукивать мне нужнг подобрать список слов из 3-х слогов?

Нет, это просто рисунок ритма, представьте удары в бубен (его, кстати, и можно использовать).
Alina писал(а) on 16 дек 2016, 11:29:Нужнг начинать с 1-го слова? Или можно отстукивать несколько?

Если речь о работе уже над словом, то берете всю группу 1 типа слоговой структуры, это слова типа ва-та, ма-ма, ки-са (списки должны быть в интернете, если не найдете,я попозже да ссылку).
Alina писал(а) on 16 дек 2016, 11:29:Или нужно долбить одно слово пока оно "не начнет от зубов отлетать"?

На первом этапе должно быть соблюдение количества гласных))
Alina писал(а) on 16 дек 2016, 11:29: Это должно быть простое незнакомое слово? Или слово которое она уже пытается говорить, но у нее не получается? Или это должна быть именно связка из трех 3-х слоговых слов с ударениями на разный слог?

Слова идут в определённом порядке. Выше выложенные ритмы - это просто ритмы. Это ближе к музыке (ударным), а не речи. Работа над слоговой должна начинаться с одного гласного! Даже если ребенок уже говорит. Тут и ФС, и слоговая, и умение выстраивать последовательность...
Alina писал(а) on 16 дек 2016, 11:29:А нет какого-то списка рекомендуемых слов для начинающих, продолжающих, улучшающих?

Есть :)
http://pedlib.ru/Books/4/0055/4_0055-1.shtml
Alina писал(а) on 16 дек 2016, 11:29:Просто, как с той же конфетой, вы мне пока не объяснили, что это слово очень сложное для нее, я и не понимала в чем сложность.

В количестве слогов, расположении звуков в слогах и наборе противоположных по артикуляционному укладу звуков к,ф,Т сразу в одном слове.
Alina писал(а) on 16 дек 2016, 11:29:но у нас "ть" никак не получалось или забывалось

Да, потому что по-пи это 1 тип, а по-пить - уже 4))) Вы перескочили 2 и 3, вот и не давалось.
Alina писал(а) on 16 дек 2016, 11:29:Сейчас она это слово так и говорит по слогам.

Вот всех этих тонкостей по каждому направлению работы (а их в свою очередь 6: лексика, грамматика, фонетика, фонематика, слоговая, связная речь ) вагон и маленькая тележка :4u:
Надо только выучиться ждать,
Надо быть спокойным и упрямым.

Ведьмежонок
 
Автор темы

Сообщение №17

Сообщение Ведьмежонок » 17 дек 2016, 16:39

Вот, еще нашла. В сложных случая (алалия)
Вот эту работу
Ведьмежонок писал(а) on 21 ноя 2014, 12:59:отхлопывание слоговой структуры с ударным слогом: Ххх, хХх, ххХ

Предваряет такая
phpBB [media]
Надо только выучиться ждать,
Надо быть спокойным и упрямым.

Ведьмежонок
 
Автор темы


Вернуться в Консультация логопеда

  • Последние обсуждения

Кто сейчас на конференции

Сейчас эту тему просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

При полном или частичном использовании материалов дачного форума обязательна активная прямая ссылка.
Uptime по данным Ping-Admin.Ru - сервиса мониторинга доступности сайтов Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика
Права на часть смайликов принадлежит порталу http://www.kolobok.wrg.ru
Прокрутить вверх
Прокрутить вниз