Доживем до понедельника - 50 лет

Сообщение №1

Сообщение Тарелка » 29 окт 2018, 13:20

Воспоминания бывших учеников о съемках фильма и впечатления сегодняшних — от просмотра спустя 50 лет.
Легендарному фильму «Доживем до понедельника» исполняется 50 лет. Он вышел на экраны 28 октября 1968 года. Предпремьера состоялась чуть раньше, летом: картину о трех днях из жизни обыкновенной московской школы впервые показали делегатам II Всесоюзного съезда учителей. Когда в зале зажегся свет, зрители аплодировали стоя. Они рукоплескали смелости дуэта маститого режиссера Станислава Ростоцкого и молодого сценариста Георгия Полонского, создавших галерею честных образов учеников и учителей и показавших школьную жизнь без прикрас.

Фильм оказался лучшим согласно опросу журнала «Советский экран», получил Гран-при VI Международного кинофестиваля в Москве в 1969 году и Государственную премию СССР 1970-м, стал ключевым в карьере многих актеров. А еще — навсегда внес в историю отечественного кинематографа одно московское учебное заведение. Как сегодня живет школа, в которой снимали легендарную картину, — в материале mos.ru.

НОВЫЕ ТЕМЫ И НОВАЯ ШКОЛ
На излете оттепели, в 1967 году, Станислав Ростоцкий начал работу над фильмом о жизни современной советской школы. Позади были мелодрама с любовным треугольником «Дело было в Пенькове», героическая военная драма «На семи ветрах», экранизация «Героя нашего времени», отмеченная призом на кинофестивале в Сан-Себастьяне.

С колхоза, фронтового госпиталя и кавказской крепости режиссер перевел свой взгляд на учительскую, классную комнату и спортзал. И оказалось, что в этих декорациях могут разворачиваться не менее серьезные события. Вчерашние дети впервые задумываются о справедливости и восстают против учителей, которые относятся к своей работе слишком формально.

Для съемок «Доживем до понедельника» Ростоцкий выбрал новый развивающийся район Москвы — Северное Медведково. Первоначально основной площадкой должна была стать школа № 274. Но она только открылась, образовательный процесс еще не был налажен, поэтому ее директор киношникам отказал. Выбрали другую, постарше, которая к началу съемок работала уже год. Директор школы № 234 Виктор Зайцев с радостью дал согласие — он понимал, что благодаря съемкам в ленте известного режиссера учебное заведение войдет в историю.

Фразу «Счастье — это когда тебя понимают» за одним из главных героев фильма уже полвека повторяют школьники и учителя во всей стране. Для молодой школы № 234 эти слова стали девизом. Девиз актуален и сейчас, когда учебное заведение входит в состав Первого московского образовательного комплекса, включающего в себя несколько образовательных организаций — от дошкольных групп до колледжа. Простую истину помнят в каждой из них — так говорит директор Первого МОК Юрий Мироненко.
«Школа сильно изменилась, стала более технологичной, но стремление к пониманию ребенка остается неизменным. Вся моя работа и работа этого огромного комплекса, где учатся более семи тысяч детей, направлена на то, чтобы ребенка — в дошкольной группе, в школе или в колледже — понимали. Тогда он будет счастлив. Мы все для этого делаем: создаем комфортную среду обучения для ребят, где они могут чувствовать себя как дома. Наша фишка — это открытые образовательные пространства», — говорит он.


Один из примеров таких пространств — музей, посвященный фильму «Доживем до понедельника». Это просторное помещение, прилегающее к одному из школьных коридоров, с мягкими пуфами, большим экраном, на котором показывают фильм, и уголком с экспонатами того времени: старыми школьными альбомами, чернильницами и знаменами. Стены декорированы цитатами и кадрами из фильма, а также современными снимками. Так создатели музея хотели показать преемственность разных поколений.

«Мы проводим аналогию между тем, что было в нашей школе в 1960-х годах, и тем, что есть сегодня. Важные вещи были заложены тогда, глубокие традиции. Все они основываются на том, что это школа, где тебя понимают», — пояснила Наталья Александрова, педагог-организатор.


СПОРЫ С ГОСКИНО
Сегодня это кажется странным, но фильм мог не увидеть свет. Отправив в Госкино сценарий, написанный в соавторстве с молодым сценаристом Георгием Полонским — по первому образованию, кстати, педагогом, Ростоцкий так и не дождался ответа. И с одобрения директора Киностудии имени Горького начал съемки на свой страх и риск. Картину создали в рекордно короткие сроки — за три с половиной месяца.

История о школьном учителе истории, вставшем на сторону ученика в конфликте с завучем, показалась Госкино слишком острой. Съемки пытались запретить, но к тому моменту фильм был уже готов.

После длинной беседы режиссеру предложили внести в картину 28 поправок. Ростоцкий согласился на три, остальное удалось отстоять. Самая серьезная купюра была сделана в сцене, где герой Тихонова говорит директору: «...Можно написать кляузу на соседа. Можно переписать учебник. Но души-то у них не бумажные!» В итоговом варианте фраза про учебник превратилась в нейтральное «Можно переписать диссертацию».


Председатель жюри VI Московского международного кинофестиваля Сергей Герасимов (слева) вручает главный приз советскому режиссеру Станиславу Ростоцкому за художественный фильм «Доживем до понедельника». Авторы В. Мастюков, Л. Портер, А. Коньков. 22 июля 1969 года

Сценарист Георгий Полонский, заслуженная артистка РСФСР Нина Меньшикова, народный артист РСФСР режиссер Станислав Ростоцкий, заслуженный художник РСФСР Борис Дуленков, заслуженный деятель искусств РСФСР оператор Вячеслав Шумский, народный артист РСФСР Вячеслав Тихонов удостоены Государственной премии за фильм «Доживем до понедельника». Автор В. Мастюков. 6 ноября 1970 года

Актриса Ирина Печерникова. Кадр из фильма Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника», представленного на VI Московском международном кинофестивале. Июль 1969 года

Участники VI Московского международного кинофестиваля актер Вячеслав Тихонов, актриса Ирина Печерникова и режиссер Станислав Ростоцкий направляются в Кремлевский Дворец съездов на конкурсный просмотр фильма «Доживем до понедельника». Автор В. Мастюков. 10 июля 1969 года

Председатель жюри VI Московского международного кинофестиваля Сергей Герасимов (слева) вручает главный приз советскому режиссеру Станиславу Ростоцкому за художественный фильм «Доживем до понедельника». Авторы В. Мастюков, Л. Портер, А. Коньков. 22 июля 1969 года

Сценарист Георгий Полонский, заслуженная артистка РСФСР Нина Меньшикова, народный артист РСФСР режиссер Станислав Ростоцкий, заслуженный художник РСФСР Борис Дуленков, заслуженный деятель искусств РСФСР оператор Вячеслав Шумский, народный артист РСФСР Вячеслав Тихонов удостоены Государственной премии за фильм «Доживем до понедельника». Автор В. Мастюков. 6 ноября 1970 года

Актриса Ирина Печерникова. Кадр из фильма Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника», представленного на VI Московском международном кинофестивале. Июль 1969 года

Участники VI Московского международного кинофестиваля актер Вячеслав Тихонов, актриса Ирина Печерникова и режиссер Станислав Ростоцкий направляются в Кремлевский Дворец съездов на конкурсный просмотр фильма «Доживем до понедельника». Автор В. Мастюков. 10 июля 1969 года

Председатель жюри VI Московского международного кинофестиваля Сергей Герасимов (слева) вручает главный приз советскому режиссеру Станиславу Ростоцкому за художественный фильм «Доживем до понедельника». Авторы В. Мастюков, Л. Портер, А. Коньков. 22 июля 1969 года

НЕРВЫ ДИРЕКТОРА
«Когда фильм вышел, нас поразило, насколько он правдивый. Все проблемы, казалось, были из нашей жизни. В фильме молодая учительница английского приходит работать в свою школу, где работает историк, в которого она была влюблена в старших классах. А у нас был мальчик, влюбленный в молодую учительницу. Кстати, у них все хорошо сложилось: они поженились, когда он закончил школу», — рассказывает завуч старших классов Лариса Бобович, которая во время съемок фильма училась в этой же школе в восьмом классе.

На экран ни она, ни ее одноклассники не попали: кино снимали в основном во внеучебное время, чтобы не мешать. Дети в массовых сценах — не ученики школы, их привозили специально для съемок. Кроме того, далеко не все делали в школе, многие сцены — в павильонах.

Для съемок задействовали спортивный и актовый залы, а также переход из одной части здания в другую. Помните дождь, который идет за окнами актового зала, пока герой Тихонова играет на пианино, слушая нотации героини Нины Меньшиковой — завуча Светланы Михайловны? Природное явление имитировали, поливая школу снаружи из пожарных шлангов. Эта сцена стоила директору немалых нервов: он очень переживал за новое здание, боялся, что его испортят.
«Это был очень сердобольный человек. Переживал и за школу, и за все, что происходит в ее стенах, и, конечно, за детей. Он был ветераном войны, у него был протез вместо одной ноги, и, несмотря на это, он каждое утро встречал детей и обходил все три этажа школы, следил за порядком», — рассказывает Наталья Александрова, главный хранитель школьных легенд.
Слишком красивый актер
«Мы знали, что в фильме снимаются потрясающие актеры, даже несколько раз видели некоторых из них. Например, Тихонова, Телегину — она репетировала одну сцену возле столовой, в которой ее героиня моет полы. Еще видели Печерникову. Она гримировалась в учительской, надевала короткий парик, так как волосы у нее были длинные. Помню свои впечатления от этой актрисы: такая миниатюрная, красивая», — делится Лариса Бобович.

Вячеслав Тихонов мог не появиться в фильме. Против его кандидатуры выступал Георгий Полонский. Суперзвезда Тихонов казался сценаристу слишком красивым и благополучным — в роли историка с душевным надломом и сложным характером он видел кого-то постарше или хотя бы менее привлекательного внешне. Но Ростоцкий остался непреклонен, предложив в качестве компромисса возрастной грим.

Тихонов поначалу и сам не хотел участвовать. Он стал одним из первых, кому Ростоцкий предложил сняться в его новом фильме «на современную тему», — по дружбе. «Если ты мне друг — ты должен играть», — сказал он, и Тихонов согласился, хотя поначалу счел роль мелкой, серой и неинтересной.

50 лет спустя
Сегодняшние ученики гордятся историей школы, которая началась со съемок культового отечественного фильма. Почти все смотрели «Доживем до понедельника». И даже те, кто не делал этого, знают, что картину снимали именно здесь, благодаря музею.

«Наши дети проводят экскурсии для других учеников комплекса. К нам приходят и студенты колледжа, и школьники, и даже малыши из детского сада. Тут много интересного, есть что показать и о чем рассказать. Кроме того, здесь просто комфортно, хорошая обстановка. Дети здесь отдыхают, проводят разные мероприятия», — отмечает Марина Пименова, педагог-библиотекарь, руководитель музея.
Полина из шестого класса «З» говорит, что «Доживем до понедельника» ей показал папа. Он не предупреждал девочку, что фильм снимали в ее школе, и это стало приятным сюрпризом. Картина ей очень понравилась, Полина нашла в ней даже некоторые параллели со своей школьной жизнью.
«Я думаю, что фраза “Счастье — это когда тебя понимают” должна быть девизом каждой школы. Потому что у каждого бывают проблемы, трудности, которыми надо поделиться. А если у человека есть наставник, он может поделиться ими — и ему помогут. У нас в школе именно так», — уверен Валентин из восьмого «Л».

На уроках литературы здесь часто пишут сочинения на пространные темы, как в фильме. Но работы учеников никогда не приводят к школьным ЧП.

«Бывают сочинения на важные философские темы. Например, недавно писали, в чем смысл жизни. И про счастье тоже как-то писали. На мой взгляд, счастье — это когда все мои близкие здоровы, все вокруг меня рады, а я радую их. И когда не возникает конфликтов», — уверена Юля из девятого «Д».

Источик: www.mos.ru
http://www.zavuch.ru/news/news_main/1808/
Verba volant, scripta manent

Тарелка
 
Автор темы

Вернуться в Фильмы

  • Последние обсуждения

Кто сейчас на конференции

Сейчас эту тему просматривают: CommonCrawl [Bot] и гости: 0

Uptime по данным Ping-Admin.Ru - сервиса мониторинга доступности сайтов Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Права на часть смайликов принадлежит порталу http://www.kolobok.wrg.ru
Прокрутить вверх