Имя пользователя:

Пароль:




Азы Православия.

Модератор: zayka

Сообщение №1

Сообщение Руфь » 30 окт 2016, 17:14

Спаси, Господи, сестры!
Открываю новую тему по Православию.
Название её подсказала Чи-ли, но не знаю как насчет Азов, просто будем тут разговаривать о том или ином явлении Православия, узнавать откуда и почему.
Прошу всех здесь быть не тихими читателями, а участниками дискуссий! Господь каждому дарует мудрость и милость, потому делитесь тем, что Господь даровал вам.

О себе скажу так: писать буду то, что интересует меня и, надеюсь, будет интересно вам.
В своих описаниях часто буду использовать выдержки из книг, но, так как не умею прятать текст, то или терпите меня грешную или учите как это сделать и не растягивать посты.
Так же, чтобы не писать цитатами в конце буду писать список литературы, который использовала для своего поста. Если где забуду, по забывчивости своей, простите и если необходимо - спрашивайте, а еще можно будет вставить в поисковик часть текста и там сразу покажут какой источник был использован.
Заранее прошу у всех прощение, что не всегда смогу давать полную информацию, я сама только учусь.

Руфь
 
Автор темы

Сообщение №2

Сообщение Руфь » 30 окт 2016, 17:52

Устройство православного храма основано на многовековой традиции, восходящей к первому храму-палатке (скинии), сооруженному пророком Моисеем за полторы тысячи лет до Р.Хр.
Ветхозаветный храм и разные богослужебные предметы: жертвенник, семисвечник, кадильница, облачения священников и другие - были сделаны по откровению свыше. "Все сделайте, как Я показываю тебе, и образец всех сосудов ее; так и сделайте их, - сказал Господь Моисею, - Поставь скинию по образцу, который был показан тебе на горе" (Здесь имеется в виду гора Синай. Исх. 25:9 и 26:30).
Скиния Моисея.jpg

Участие в создании скинии принимал весь народ израильский. Кто был определен на работы - тот делал опреденную работу, а кто не был определен - тот сдавал золото и серебро, шерсть и дерево. Здесь для меня прообраз того, что и мы должны участвовать в устроистве наших Храмов. Пусть мы не определены на работы в Храме, но мы можем участвовать финансами в жизнедеятельности Храма.
Что поразительно в строительстве Ветхозаветном, что весь народ как один принял это от Господа и не стали рассуждать, что "угу, я дам, а священники потом будут на мои деньги есть и пить", "угу, я вот отдам золото, а они себе колокольчики на одежду сделают золотые".
Все давали, потому что Господь сказал: "Сделайте так". без пересудов, без размышлений.Жаль, что мы, грешные, не настолько верим Господу, чтобы не пересуживать Его слова.

Примерно через пятьсот лет после этого царь Соломон заменил переносную скинию (палаточный храм великолепным каменным храмом в городе Иерусалиме. Во время освящения храма таинственное облако сошло и наполнило его. Господь сказал Соломону: "Я освятил сей храм и будут очи Мои и сердце Мое там во веки." (3 Царств. 8 и 9-я главы, 1 Паралип. 6-7 главы).
Храм царя Соломона.jpg

В течение десяти веков, от времени царствования Соломона до времени жизни Иисуса Христа, Иерусалимский храм был центром религиозной жизни для всего еврейского народа.
Господь Иисус Христос посещал восстановленный после разрушения Иерусалимский храм и молился в нем. Он требовал от евреев благоговейного отношения к храму, приводя слова пророка Исаии: "Дом Мой назовется домом молитвы для всех народов," и выгнал из храма тех, кто вел себя в нем недостойно (Ис. 56:7; Мт. 21:12-13; Мр. 11:16; Иоан. 2:13-20).

После сошествия Святого Духа апостолы, по примеру Спасителя, также посещали ветхозаветный храм и молились в нем (Деян. 2:46). Но при этом они начали дополнять храмовые богослужения особыми христианскими молитвами и таинствами. А именно, по воскресным дням (в "День Господень") апостолы с христианами собирались по домам верующих (иногда в особо предназначенных для молитвы помещениях - икосах) и там молились, читали Священное Писание, "преломляли хлеб" (совершали Литургию) и причащались. Так возникли первые домашние церкви (Деян. 5:42; 12:12; 20:8; Рим. 16:4; Кол. 4:15). Позже, во время гонений со стороны языческих правителей, христиане собирались в катакомбах (подземных помещениях) и там совершали Литургию на гробах мучеников.
Это послужило началом того, что первые Храмы были заложены именно на местах погребения мучеников и сам гроб находился в Алтаре Храма.
В последствии и по сей день в Храмах в Алтаре всегда есть частица мощей того святого, в честь которого воздвигнут Храм.
Но об этом позже.

В первые три столетия христианства, из-за постоянных преследований, христианские храмы были редким явлением. Только после объявления императором Константином Великим свободы вероисповедания, в 313-ом г., христианские храмы начали возникать повсеместно.

Поначалу храмы имели форму базилики - продолговатого четвероугольного помещения с небольшим выступом при входе (портиком, или крыльцом) и закруглением (апсидой) на противоположной входу стороне. Внутреннее пространство базилики разделялось рядами колонн на три или пять отделений, называемых "нефами" (или кораблями). Средний неф был выше боковых. Наверху его устраивались окна. Базилики отличались обилием света и воздуха.
Базилика2.jpg

Вскоре стали возникать и другие формы храма. Начиная с 5-го столетия в Византии начали строить храмы крестовидной формы со сводом и куполом над средней частью храма. Редко строились круглые или восьмигранные храмы. Византийская церковная архитектура оказала большое влияние на православный Восток.
Крестовидный Храм.jpg
Круглый Храм.jpg
Восьмиугольный Храм 2.jpg


Добавлено спустя 3 минуты 10 секунд:
Одновременно с принятием христианства на Руси возникает русская церковная архитектура. Ее характерной особенностью является устройство купола, напоминающего пламень свечи. Позже появились и другие архитектурные формы, на Западе, например, - готический стиль: храмы с высокими шпилями. Таким образом, облик христианского храма создавался веками, приобретая в каждой стране и в каждую эпоху свой неповторимый облик. Храмы с древнейших времен украшали города и села. Они стали символом одухотворенного мира, прообразом грядущего обновления вселенной.
Первые православные храмы на Руси были построены греками и имели форму, похожую на византийские церкви. Купола этих храмов имели форму полусферы или сферического сегмента. Символическое значение сферического купола заключалось в идее совершенства Божественного бытия и полноты Божественной благодати, пребывающей в Церкви. Русские мастера, научившиеся у греков, существенно изменили форму купола, сделав ее шлемовидной. Эта форма, наряду с идеей полноты благодати, вмещала в себя символ молитвенного устремления к Богу, преодоления косности плоти, энергичного движения к Небу.
Только в XVI столетии купола русских храмов приобретают форму луковицы, которая почти повсеместно вытесняет шлем и полусферу. Вероятнее всего, распространение луковицы вызвано чисто технологическими причинами и связано с проблемами прочности кровельных соединений, защиты внутренних помещений храма от проникновения влаги.

Типы куполов.jpg
Форма купола Луковичная.jpg
Шлемовидный купол.jpg


Количество куполов (глав) на храме имеет свое значение. Один купол ставится в честь единого Бога, три - в честь Святой Троицы, пять - в честь Спасителя и четырех Евангелистов, семь - в честь семи таинств, тринадцать - в честь Спасителя и двенадцати апостолов.
Значение количества куполов.jpg

Над входом в храм или несколько в стороне от него помещается колокольня. Звон колоколов напоминает верующим о богослужении в храме.
Об этом поговорим позже.

Использовала в основном книгу "Храм Божий" Епископа Александра (Милеанта)
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Руфь
 
Автор темы

Сообщение №3

Сообщение Руфь » 30 окт 2016, 18:24

Цвета Храмовых куполов так же имеют большое значение:

Золото — символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.
Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.
Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа.
Храмы, посвященные святым, часто увенчаны зелеными или серебряными куполами.
В монастырях встречаются черные купола - это цвет монашества.
Цвет купола.jpg


Золотой цвет в православной традиции - символ небесной славы. Именно поэтому золотые купола в нашей стране были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам. Закономерно, что и у главного храма современной России - московского Храма Христа Спасителя купола именно такого цвета. Были золотыми изначально и купола у Храма Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) - главного храма Красной площади.
Золочение куполов присутствует только в православных традициях, в других конфессиях вы этого не встретите. Для православного человека золото в первую очередь является символом вечности, нетления, царственности и небесной славы. В этой связи можно вспомнить, что одним из трех даров, принесенных волхвами младенцу Иисусу, наряду с ладаном и смирной было именно золото.
Синие купола со звездами говорят о том, что храм посвящен Богородице. Голубой, или синий цвет символизирует небесную чистоту и непорочность, а звезды напоминает о Вифлеемской звезде, возвестившей рождение Христа от Девы Марии.
Купола зеленого цвета венчают храмы, посвященные Святой Троице, потому что зеленый в православной традиции — цвет Святого Духа. Также зеленые купола могут свидетельствовать о том, что церковь посвящена какому-то святому. Кроме того, купола храма, посвященные святому, могут быть ещё серого, либо серебряного цвета.
Черные купола присутствуют на монастырях. Это цвет монашества. Их можно увидеть, например, на знаменитом Покровском монастыре, где покоятся мощи святой блаженной Матроны Московской, и куда ежедневно стекаются тысячи паломников.

Цвет храма часто дает ответ на вопрос – какому празднику, или какому святому посвящена та, или иная церковь.

Белый цвет храма означает, что он освящен в честь Преображения или Вознесения Господня.

Голубые стены – церковь построена в честь Пресвятой Богородицы.

Красный храм обычно бывает посвящен мученику (мученикам).

Если цвет церкви зеленый, то она, скорее всего, освящена в честь преподобного, а если желтый, то строилась в честь святителя.

Впрочем, надо понимать, что в данном случае речь идет о традициях, а не о правилах. В нашей жизни бывает, что покрытие купола зависит от материальных возможностей прихода. А бывает, что свои коррективы вносят и климатические условия. Например, православный храм в честь Святой Троицы в Антарктике, неподалёку от российской полярной станции Беллинсгаузен, не имеет зеленых куполов. Он полностью выполнен из дерева, и его цвет натуральный. Дерево в Антарктике не гниет, поскольку на этой территории нет бактерий, опасных для этого материала. Соответственно нет нужды для дополнительной обработки. Храм этот является Патриаршим подворьем Троице-Сергиевой Лавры и самым южным православным храмом в мире.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Руфь
 
Автор темы

Сообщение №4

Сообщение Руфь » 30 окт 2016, 19:15

Ну а вот и мой Храм!
Свято Варваринский Храм.
Храм наш построен в честь святой Варвары. Почитать о ней можно здесь: http://days.pravoslavie.ru/Life/life6475.htm
Как видите мы еще находимся на стадии строительства.
Мой Храм.jpg

Куполов у нас нет, а вот крыша то ли по совпадению, то ли по задумке строителей у нас серая (помните, серый цвет куполов говорит о том, что храм построен в честь святых).
Храм наш строился сначала как воскресная школа. По плану должны были начаться служения здесь, но тем временем должен был быть построен Храм.
Со временем так сталось, что это помещение останется Храмом, построить отдельный большой Храм у нас сейчас нет возможности.
Теперь по архитектуре храм должен будет быть таким:
Мой Храм 2.jpg

По проекту Храм отдаленно напоминает базилику.
К сожалению у меня не осталось нигде плана того Храма, что должен был быть построен, он должен был быть крестовой формы. Но, видимо, так Господу угодно, есть у нас Храм в виде базилики.

А какие Храмы у вас? расскажите?
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Руфь
 
Автор темы

Сообщение №5

Сообщение Пин » 30 окт 2016, 21:10

Руфь, спасибо тебе огромное! Зашла - и так на сердце стало светло, прямо уголок умиротворения и добра. :love:
Вот и храм, где я сама крестилась, венчалась, и где крестила Илью. Храм Преображения Господня в Спас-Загорье.
Изображение
А вот храм в Кариже, где я молилась у чудотворной иконы Божьей Матери Боголюбской, и вымолила себе сына. :) Храм Покрова Пресвятой Богородицы.
Изображение
Изображение
Я свободен от общества не был,
И в итоге прожитого века
Нету места в душе моей, где бы
Не ступала нога человека.
(И.Губерман)

Пин
 

Сообщение №6

Сообщение Чи-Ли » 30 окт 2016, 21:22

Храм свв. Бориса и Глеба в Белкино. Это парковый комплекс на окраине Обнинска.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Чи-Ли
 

Сообщение №7

Сообщение GalinovMost » 31 окт 2016, 08:42

У нас только строится храм преп. Сергия Радонежского, но службы идут, мы туда ходим причащаться. Изображение
Рядом (на фото) часовня Татианы Мученицы
Мы туда иногда и погулять ходим, там детская площадка, территория ухожена, много цветов, красивый розарий.Изображение.
я трачу время как монетки
нелепо буднями звеня
а может это время тратит
меня

GalinovMost
 

Сообщение №8

Сообщение Lyubov » 31 окт 2016, 08:59

Храм прп. Сергия Радонежского в Йоханнесбурге ЮАР

Изображение

IMG_0021.jpg


IMG_0028.jpg


IMG_0039.jpg


IMG_0037.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
«Чем тише ты становишься, тем больше ты слышишь.» ©

Lyubov
 

Сообщение №9

Сообщение Нюська-мамуська » 31 окт 2016, 11:12

Храм Успения пресвятой Богородицы в Путинках
Первые упоминания о храме в летописи датированы 1621 годом. Сначала он был деревянным и назывался «Успения, что на старом Посольском дворе» и «на Дмитровке за городом». Уже в те годы он славился мироточивой иконой Успения Богородицы.

Изображение
В 1922 году храм был закрыт, разграблен и частично разрушен

Постепенно здание окружили пристройки, совершенно исказившие некогда объемную композицию храма, при этом территория церковного владения существенно сократилась. Была отторгнута северо-западная часть владения, на ней в 1927 году построили трехэтажное здание, где в настоящее время находится посольство Народной Республики Бенин. Во второй половине ХХ века жильцов расселили, и в храме разместился швейный цех Общесоюзного Дома моделей, который шил, в частности, и изделия от советского кутюрье Вячеслава Зайцева. В 1990 году швейный цех заменили на лекальный. Когда здание Успенского храма вернули Церкви, здесь царствовала «мерзость запустения»
.
Изображение

Храм сейчас
Изображение
Настоятель, ради которого съезжаются с разных концов Москвы и Подмосковья
Изображение

Нюська-мамуська
 

Сообщение №10

Сообщение Нюська-мамуська » 31 окт 2016, 13:09

мама Африка, возвращаюсь и возвращаюсь к твоему храму. Это нечто невообразимое. ЮАР и такой красавец православный храм. Он так красиво смотрится на фоне местной природы. Так всё аккуратно и чисто. Ощущение такое, что чтобы зайти на территорию, надо тапочки переодеть :ah:

Нюська-мамуська
 

Сообщение №11

Сообщение Lyubov » 09 ноя 2016, 17:49

А этот храм у нас в Подольске.

КОРОЛЕВА ПОДМОСКОВНЫХ ЦЕРКВЕЙ

Изображение

Какие только храмы не встретишь в Подмосковье - древние и современные, огромные соборы и маленькие сельские церквушки, белокаменные, кирпичные, богато и не очень украшенные, построенные в традициях русского деревянного зодчества, а порой и заброшенные, полуразрушенные, заросшие мхом и лишайником. Они - неотъемлемая часть сельского пейзажа средней России и в редком месте, гуляя по Подмосковью, вы не увидите вдалеке на пригорке или за лесом церковную маковку.

Знаменскую церковь в селе Дубровицы, что неподалеку от Подольска, смело можно назвать одной из самых примечательных в Подмосковье. Это становится понятно и без объяснений - стоит ее только увидеть. Белокаменный храм возвышается на высоком речном мысу у места впадения Десны в Пахру и виден окрест на несколько километров. Известен он своей уникальной архитектурой в стиле барокко, совершенно несвойственной русскому храмовому строительству, а также таинственной историей создания, к которому приложил руку сам Петр I.

Первое что бросается в глаза - удивительный купол храма, который представляет собой огромную золоченую корону. Нигде в Подмосковье, да пожалуй и во всей России, вы не увидите столь оригинальной конструкции. Но давайте подойдем поближе.

Изображение

В своем основании Знаменская церковь представляет равноконечный крест и на этом все ее сходства с классическим православным храмом заканчиваются. Вокруг церкви идет узкая галерея, возвышающаяся над землей на десять ступеней и огороженная высоким парапетом. Цоколь и парапет покрыты целой сетью орнамента.

Изображение

Весь храм богато украшен узорами, резьбой, статуями, горельефами и чем выше от земли - тем больше. Вокруг центральной башни расставлены скульптуры двенадцати апостолов, по углам цоколя четырех евангелистов, а огромные белокаменные статуи святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста встречают нас при входе.

Изображение

Удивительная архитектура являет собой яркий образец европейского барокко XVII века и от такого разнообразия форм у посетителей поначалу разбегаются глаза, а затем возникает ощущение, что перед ними скорее католический храм, но никак не русская сельская церковь.

Изображение

Триста лет назад, когда церковь только построили, точно такое же ощущение возникло и у Патриарха всея Руси - Адриана, который наотрез отказался проводить чин освящения. В результате храм освятили только спустя пять лет после завершения строительства.

Но откуда в Подмосковье могла взяться столь необычная церковь, построенная «на европейский манир»? Не иначе как Петр руку приложил - большой любитель всего западного! И действительно, строительство Знаменской церкви относится к временам, когда селом Дубровицы и одноименной усадьбой владел воспитатель Петра I князь Борис Алексеевич Голицын. В 1689 году он был оклеветан перед 17-летним царем и тот повелел ему удалиться к себе в деревню. Но гнев государя прошел довольно быстро и уже через год Борис Алексеевич был вызван в Москву, где ему было пожаловано боярское достоинство. По одной из версий, именно в знак примирения с Петром князь начинает строительство нового белокаменного храма в Дубровицах. По другой версии сам царь приехал в усадьбу, жил там несколько дней, гулял по окрестностям и восхищался местной природой. Высокий речной мыс у места слияния двух рек - Десны и Пахры - напомнили Петру нос корабля, и он сказал своему «дядьке» - «Этому бы кораблю да сих мест достойную мачту! Церковь бы такую здесь поставить, чтобы и немцы ахнули, чтобы столь красивой мире бы другой не было!». Через несколько дней князь Голицын уже показывал Петру план задуманного храма, и тот был потрясен его грандиозностью.

Основным строительным материалом был выбран местный белый камень (известняк), повсюду встречающийся в Подольском крае. Этот материал, с одной стороны, легок в обработке, а с другой - достаточно прочен для тонкой резьбы декоративного убранства храма.

Изображение

Строительство началось в 1690 году и основные работы были завершены спустя 9 лет, но освящен храм был только в 1704 и поэтому годы создания чаще всего так и упоминают: 1690-1704. Торжества по случаю освящения нового храма продолжались целую неделю и на них пригласили всех местных жителей. Присутствовал и Петр I со своим сыном царевичем Алексеем - они находились на парадной террасе деревянных резных хоров, расположенных над входом в храм.

Изображение

О том памятном событии у русского литератора Александра Вельтмана так написано: «По высочайшему соизволению, все как окрестные всякого чина и состояния, так и на 50 верст разстоянием от Дубровиц вокруг находящиеся жители приглашены были для соторжествования… А торжество семь дней длилось».

Во всей этой истории есть один таинственный пробел: личность главного архитектора, а также скульпторов и резчиков по камню, создавших этот подмосковный шедевр, остались неизвестными. Случайно так получилось или специально - никто не знает. Но, скорее всего, это были итальянские мастера, выписанные князем Борисом Алексеевичем Голицыным.

Изображение

За более чем триста лет своего существования Знаменская церковь претерпела три реставрации, пережила нашествие Наполеона (в 1812 году французы заняли Дубровицы, но церковь не тронули) и выжила в советский период, когда большая часть архитектурного убранства была разрушена, а сам храм отдали под склад.

В сентябре 1931 года была взорвана колокольня и находившаяся в ней церковь Адриана и Наталии. Небольшая звонница была построена позднее главного храма - в середине XVIII века, и сейчас мы можем ее увидеть только на старых фотографиях.

Изображение

Но прошли годы, и в 1990 году церковь Знамения Пресвятой Богородицы вернули верующим. С тех пор и по сей день ведутся реставрационные работы: уже восстановлен иконостас, царские врата, резные хоры, обновлен ряд образов, скульптур и горельефов, снова появились латинские надписи в картушах.

Однажды русский искусcтвовед и поэт Сергей Маковский сказал о храме в Дубровицах: «…ничего подобного не встретить больше на Руси великой; ничего экстравагантнее… обаятельнее просто не выдумать!». И действительно, поезжайте в подмосковные Дубровицы и убедитесь в этом сами!

Филипп Терец
Источник: Подмосковье сегодня
9 ноября 2016 г.
http://www.pravoslavie.ru/98480.html
«Чем тише ты становишься, тем больше ты слышишь.» ©

Lyubov
 

Сообщение №12

Сообщение Лисица » 09 ноя 2016, 17:55

мама Африка писал(а) on 09 ноя 2016, 17:49:А этот храм у нас в Подольске.

вот это да, неожиданная красота
Как легко обидеть человека!
Взял и бросил фразу злее перца…
А потом порой не хватит века
Чтоб вернуть обиженное сердце…

(Асадов Эдуард Аркадьевич)

Лисица
 

Сообщение №13

Сообщение Чи-Ли » 09 ноя 2016, 18:22

мама Африка писал(а) on 09 ноя 2016, 17:49:КОРОЛЕВА ПОДМОСКОВНЫХ ЦЕРКВЕЙ

Просто поразилась. Изумительные архитектурные решения! Лёгкость, стройность, устремлённость ввысь - и в то же время царственность.

Чи-Ли
 

Сообщение №14

Сообщение Lyubov » 09 ноя 2016, 18:37

Вот здесь красивее:

Изображение

Изображение

А это вид сверху:

Изображение
«Чем тише ты становишься, тем больше ты слышишь.» ©

Lyubov
 

Сообщение №15

Сообщение GalinovMost » 10 ноя 2016, 07:19

мама Африка, какая красота, действительно, таких больше нет
я трачу время как монетки
нелепо буднями звеня
а может это время тратит
меня

GalinovMost
 

Сообщение №16

Сообщение Руфь » 14 ноя 2016, 18:04

Сегодня трудно представить Храм без колокольни, а ведь не всегда так было.
Первоначально, до появления колоколов на Руси, более общий способ созыва верующих к богослужению определился к VI веку, когда стали употреблять била и клепала.
Семантрон попал на Русь в конце десятого века, одновременно с заимствованием всего строя византийского богослужения. Инструмент здесь был назван "било", а его металлический аналог - "клепало". Согласно некоторым источникам, в Киевской Руси не было тех пород дерева, из которых можно было бы создавать звучные инструменты, поэтому значительно больше были распространены железные или медные клепала.
Различные источники указывают на то, что бронзовые колокола и била или клепала сосуществовали на Руси со второй половины одиннадцатого века. Информация об этих инструментах достаточно скудна, но, относительно того, что касается различий в их использовании, мы можем установить следующее: колокола, как правило, использовались в крупных и богатых городских храмах, а било и клепало преимущественно в монастырях и небольших приходских храмах. Хотя в Печерском монастыре - крупнейшей русской обители на то время - использовалось только било. Что же касается громадного числа приходских храмов и монастырских общин, то они просто не могли позволить себе колокола, и поэтому там ударяли в била или клепала для призыва к богослужению.
Даже в конце XVI века, когда колоколов на Руси стало больше, и их размеры стали увеличиваться, била и клепала ещё не полностью исчезли, особенно в деревенских храмах. В новгородском храме Св. Филиппа использовалось железное клепало до тех пор, пока в 1558 г. там не появился первый колокол. В конце 1580-х годов во многих храмах и монастырях в Новгороде всё ещё использовались била и клепала.
Известны отдельные эпизоды изготовления бил и в XVIII веке (отливка чугунных досок на Петровском заводе), и в XIX веке (отливка на заводе Чарышникова большого била в форме кольца для Киево-Печерской Лавры). В XIX веке старинное металлическое било находилось в Псково-Печерском монастыре, в это било регулярно стучали сторожа.
Билло.jpg

Било деревенское.JPG

Било1.jpg

Клепалло.jpg

Только в конце 10 вв. пошло массовое распространение колоколов.
Первое летописное упоминание о колоколах на Руси, относится к 988 г. В Киеве были колокола при Успенской (Десятинной) и Ирининской церквях. В Новгороде колокола упоминаются при храме св. Софии в самом начале XI в. В 1106 г. прп. Антоний Римлянин, прибыв в Новгород, слышал в нем "великий звон".
Также упоминаются колокола в храмах Полоцка, Новгород-Северского и Владимира на Клязьме в конце XII в. Но наряду с колоколами, здесь еще долгое время употреблялись била и клепала. Как ни странно, Россия заимствовала колокола вовсе не из Греции, откуда приняла Православие, а из Западной Европы.
Во время раскопок фундаментов Десятинной церкви (1824), которые возглавлял митрополит Киевский Евгений (Болховитников), было обнаружено два колокола. Один из них коринфской меди, более сохранившийся (весом 2 пуда 10 фунтов, высотой 9 вершков.), именно он считается древнейшим русским колоколом.
В начале XII в. русские мастера имели свои литейные мастерские в Киеве. Древнейшие русские колокола лились небольшими, совершенно гладкими и не имели надписей.
И к XVI веку колокола уже звучали по всей стране. Русские мастера изобрели новый способ звона - языковый (когда раскачивается язык колокола, а не сам колокол, как было в Западной Европе), это позволило отливать колокола очень больших размеров..

Колокол, как и многие инструменты, — антропоморфен. Его части соответствуют человеческим органам. Верхняя часть его называется голова или корона, отверстия в ней — уши, далее шейка, плечи, матица, пояс, юбка или рубаха (тело). Каждый колокол имел свой голос, принимал освящение подобно крещению и имел свою судьбу, нередко трагическую.
Внутри колокола подвешивался язык — металлический стержень с утолщением в конце (яблоком), которым били по краю колокола, он назывался губой.
В колокольных надписях наиболее часто встречается орфография XVII и XIX веков или же современные традиции. Надпись на колоколе выполняется заглавными церковнославянскими буквами без использования знаков препинания.
Схема колокола.jpg


На сегодняшний день в христианском мире существуют три вида колокольного звона, каждый из которых предъявляет свои требования и к колоколам.
1. Православный звон — в его основе лежат ритм с присущей ему динамикой и взаимодействием тембров.
2. Католический звон — в его основе лежат одиночные или двойные удары облегченного языка о качающийся или вращающийся колокол, который обычно оснащен противовесом с тем, чтобы центр тяжести проходил через ось вращения.
3. Кариольный звон — в его основе лежит исполнение звонарем мелодий по нотам с использованием набора колоколов, составляющих звукоряд в 2 - 5 полных октав. Карильонная музыка не имеет ничего общего с церковным звоном..
Колокола являются одной из необходимых принадлежностей православного храма. Церковный звон употребляется для того, чтобы:
• созывать верующих к богослужению.
• выражать торжество Церкви и ее Богослужений.
• возвещать неприсутствующим в храме о времени совершения особо важных частей Богослужений.
Православный звон служит не только для целей Богослужения, но и является выражением радости, грусти и торжества народа. Отсюда и появились различные виды колокольного звона.
В церкви различают 4 канонических звона: благовест, перебор, перезвон и трезвон.
Благовест — один из наиболее древних звонов Православной Церкви и называется так потому, что несет Благую, радостную весть о начале Богослужения. Этот звон также оповещает о совершении таинства евхаристии на Литургии и о чтении Евангелия в других службах. Благовест может звучать как самостоятельно, так и в составе других звонов.
Перебор — или погребальный (похоронный, проводной) звон выражает грусть и скорбь об усопшем и состоит из двух частей: непосредственно канонической (как такового перебора) и свободной (трезвона).
Перезвон — более сложный по сравнению с благовестом и перебором. Он состоит также из двух частей: канонической (т.е. самого перезвона) и свободной (трезвона). Классически перезвон представляет собой звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько раз в каждый), начиная с большего и до самого малого (иногда с ударом "во вся"), и так повторяют много раз.
Трезвон — наиболее сложный по сравнению с другими каноническими звонами, но и является наиболее ярким в музыкальном отношении выражением колокольного звона, так как трезвон по своей форме не ограничен церковными уставами и поэтому различен как по составу используемых колоколов, так и имеет разнообразную форму исполнения, ритм, фактуру и инструментовку.
Благовестом называется мерные удары в один большой колокол. Этим звоном верующие созываются в храм Божий к богослужению. Благовестом этот звон называется потому, что им возвещается благая, добрая весть о начале богослужения.
Совершается благовест так: сначала производятся три редких, медленных, протяжных удара (пока не прекратится звук колокола), а затем уже следуют мерные удары. Если колокол очень большого или огромного размера, то эти мерные удары производятся качающимся языком в оба края колокола. Если же колокол сравнительно небольшой, то в таком случае язык его притягивается веревкой довольно близко к его краю, на веревку кладется доска и нажимом ноги производятся удары.
Благовест в свою очередь делится на два вида:
1. Обыкновенный или частый и производится самым большим колоколом; и
2. постный или редкий, производится меньшим по величине колоколом, в седмичные дни Великого Поста.
Если при храме имеются несколько больших колоколов, а это бывает при кафедральных соборах, больших монастырях, лаврах, тогда большие колокола, в соответствии своему назначению, различаются на следующие колокола: 1) праздничный; 2) воскресный; 3) полиелейный; 4) простодневный или будничный; 5) пятый или малый колокол.
Обычно в приходских храмах больших колоколов бывает не больше двух или трех.

Собственно звоном называется звон, когда звонят сразу во все колокола или же в несколько колоколов.
Звон во все колокола различается на:
1. Трезвон - это звон во все колокола, затем маленький перерыв, и второй звон во все колокола, снова маленький перерыв, и третий раз звон во все колокола, т. е. звон во все колокола трижды или звон в три приема.
Трезвон выражает собою христианскую радость, торжество.
В наше время трезвоном стали называть не только звон во все колокола трижды, но, вообще, звон во все колокола.
2. Двузвон - это звон во все колокола дважды, в два приема.
3. Перезвон - это звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько ударов в каждый колокол), начиная с большого и до самого малого, и так повторяют много раз.
4. Перебор - это медленный звон поочередно в каждый колокол по одному разу, начиная с самого малого и до большого, а после удара в большой колокол, ударяют во все колокола вместе сразу, и так повторяют много раз.
Звон на Всенощном Бдении
1. Перед началом Всенощного Бдения - благовест, который заканчивается трезвоном.
2. В начале чтения шестопсалмия полагается двузвон. Этот двузвон оповещает о начале 2-ой части Всенощного Бдения - утрени и выражает собою радость Рождества Христова - воплощения Второго Лица Пресвятой Троицы, Господа нашего Иисуса Христа. Начало утрени, как мы знаем, прямо указывает на Рождество Христово и начинается славословием ангелов, явившихся вифлеемским пастухам: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение".
В народе двузвон на всенощной называется "вторым звоном" (второй звон после начала всенощной).
3. Во время пения полиелея, перед самым чтением Евангелия полагается трезвон, выражающей радость, празднуемого события. На воскресном Всенощном Бдении, трезвон выражает радость и торжество Воскресения Христова. (В некоторых местностях он совершается во время пения: "Воскресение Христово Видевше"...) обыкновенно в руководствах этот звон именуется "звоном к Евангелию".
В народе трезвон на Всенощной ("звон к Евангелию") называется "третьим звоном".
4. В начале пения песни Божией Матери: "Величит душа Моя Господа..." бывает краткий благовест, состоящий из 9-ти ударов в большой колокол (по обычаю киевскому и всей Малороссии).
5. В Великие праздники по окончании Бдения бывает трезвон.
6. При архиерейском богослужении после каждого Всенощного Бдения полагается трезвон, для провода архиерея.
Звон на Литургии
Перед началом чтения 3-его и 6-го часа совершается благовест к Литургии, а в конце 6-го часа, перед самым началом Литургии, - трезвон.
Если служится две Литургии (ранняя и поздняя), то благовест к ранней Литургии бывает более редкий, медленный, чем к поздней Литургии, и обычно совершается не в самый большой колокол.
При архиерейском богослужении благовест к Литургии начинается в указанное время. При приближение архиерея к храму полагается трезвон. Когда архиерей войдет в храм, трезвон прекращается и снова продолжается благовест до начала облачения архиерея. В конце же 6-го часа - трезвон.
Затем во время Литургии полагается благовест при начале "Евхаристического канона", - самой важнейшей части Литургии, для извещения о времени освящения и пресуществлении Святых Даров.
После окончания Литургии во все Великие праздники полагается трезвонить (звонить во все колокола).
Также после каждой Литургии, совершенной архиереем, полагается трезвонить, для провода архиерея.
Употребление перезвона
Медленный перезвон по 1-му разу в каждый колокол, начиная с самого большого, мощного звука, и доходя постепенно до самого тонкого и высокого звука малого колокола, символизирует собою "истощение" Господа нашего Иисуса Христа ради нашего спасения, как и поем мы, например, в ирмосе 4-ой песни, 5-го гласа: "Божественное Твое разумев истощение... во спасение людей Твоих...".
По установившейся вековой практике Русской Православной Церкви (в центральной части России) такой перезвон должен совершаться только два раза в год: в Вел. Пятницу и Вел. Субботу, в день крестной смерти Господа и Его вольного погребения. Опытные звонари особенно строго следят за этим и никак не допускают, чтобы скорбный звон относящейся к Господу, Спасителю нашему, был бы одинаков с погребальным звоном простых, смертных и грешных людей.
На утрени в день Воздвижения Креста Господня, в Неделю Крестопоклонную и 1-го августа, перед выносом креста из алтаря во время пения "Великого Славословия", бывает перезвон, при котором медленно ударяют по 3 раза (в некоторых местностях по 1 разу) в каждый колокол от самого большого до малого. Когда же крест будет вынесен на середину храма и положен на аналой - трезвон.
Подобный же перезвон, но только частый, быстрый, и по 7 раз (или по 3 раза) в каждый колокол, бывает перед малым освящением воды. При погружении креста в воду - трезвон.
Такой же, как перед водоосвящением, бывает перезвон перед посвящением в сан Епископа. Вообще частый перезвон по несколько раз в каждый колокол есть торжественный звон. В некоторых местностях такой перезвон совершают перед началом Литургии в храмовые Праздники и в других торжественных случаях, например, как указано было выше, при чтении Пасхального Евангелия.
Употребление перебора
Перебор, иначе похоронный или погребальный звон, выражает грусть и скорбь об усопшем. Он совершается, как уже сказано было выше, в обратном порядке, чем перезвон, т. е. медленно ударяют по одному разу в каждый колокол с самого малого и до самого большого, а после этого ударяют одновременно во все колокола. Этот скорбный похоронный перебор обязательно заканчивается кратким трезвоном, выражающим радостную христианскую веру в воскресение усопшего.
При отпевании и погребении иереев, иеромонахов, архимандритов и архиереев совершается несколько иной перебор. Сначала ударяют в большой колокол 12 раз, потом следует перебор, снова 12 раз в большой колокол и снова перебор и т. д. При внесении тела в храм совершается трезвон, также по прочтении разрешительной молитвы - трезвон. При вынесении тела из храма, снова указанный перебор, а по поставлении тела в могилу бывает трезвон. В иных же местах звонят обычным похоронным перебором.
Другие звоны
Существует еще так называемый красный звон во все колокола ("во вся тяжкая").
Красный звон бывает при кафедральных соборах, монастырях, лаврах, т. е. там, где имеется большое количество колоколов, в составе которых много больших колоколов. Красный звон совершается несколькими звонарями, в количестве пяти человек и больше.
Красный звон бывает в Великие Праздники, при торжественных и радостных событиях в Церкви, а также для отдания почести епархиальному архиерею.
Кроме того, следует также упомянуть о "всполошном" или "набатном" звоне, имеющем общественно-бытовое значение.
Всполошным или набатным звоном называется непрерывные, частые удары в большой колокол. В набат или всполох звонили во время тревоги по случаю пожара, наводнения, мятежа, нашествия врагов или другого какого-нибудь общественного бедствия.
"Вечевыми" колоколами назывались колокола, которыми жители Новгорода и Пскова созывали народ на вече, т. е. на народное собрание.
Победа над неприятелем и возвращение полков с поля брани возвещалось радостным, торжественным трезвоном во все колокола.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Руфь
 
Автор темы

Сообщение №17

Сообщение Руфь » 14 ноя 2016, 18:52

Девочки, хотела выставить еще когда при колокольном звоне положены поклоны и крестное знамение, но не могу найти (или мозг не соображает, у меня на погоду все зубы разболелись, вообще еле дышу и не разговариваю :cry: :cry: :cry: ). Может быть кто-то поможет?

Руфь
 
Автор темы

Сообщение №18

Сообщение Руфь » 14 ноя 2016, 23:04

Спросила у матушки, так она у батюшки пошла интересоваться, а тот сказал, что правил относительно поклонов и крестного знамения при колокольном звоне нет.
Но я точно помню, что где-то читала, особо запомнила, что на первый звон - это, а на третий - это... Всё еще тогда думала, что надо считать звоны получается...
Если найду - выложу, но уже скорее в теме про поклоны и крестное знамение.

Добавлено спустя 14 минут 39 секунд:
Говоря о колоколах, нельзя не вспомнить о самом важном и главном Царь-колоколе!
Стоит этот замечательный памятник русским мастерам на Ивановской площади в Кремле, с восточной стороны колокольни Ивана Великого. Бронзовый гигант возвышается на 6,14 метра, а его диаметр равен 6,6 метра. Вес его составляет 192-202 тонны – никто не взвешивал его в наше время, он спокойно высится на своем каменном постаменте с 1836 года.
История создания этого колокола очень длинная и начинается она в 1600 году. Именно в это время по приказу Бориса Годунова мастер Андрей Чохов отлил 40-тонный колокол, получивший название Большого Успенского. Но пожар уничтожил деревянную колокольню, в которой он находился, колокол упал и разбился. Впоследствии пожары еще не раз сыграют трагическую роль в судьбе Царь-колокола.
Следующий правитель, Алексей Михайлович, решил, что без огромного колокола жить невозможно и распорядился отлить новый – больше и лучше прежнего.
Осколки бывшего Царя собрали, добавили нового металла, и в 1652 году появился второй Царь-колокол, весивший уже 130 тонн, а в диаметре имевший 5,4 метра. Отливал его мастер Данила Данилов с сыном Емельяном. Но даже такой могучий инструмент не выдержал натиска человека – спустя два года колокол просто-напросто разбили при Рождественских звонах. Да не пропадать же добру! В 1655-м Александр Григорьев из остатков предыдущего колокола и опять-таки с прибавкой нового металла отлил 160-тонный Царь-колокол, один язык которого весил 4 тонны. Он был не только велик, но и красив. За 10 месяцев его изготовления на колоколе успели выгравировать изображение царя, царицы, патриарха Никона, херувимов. Это исполин протянул дольше других – до 1701 года, очередной пожар, уничтоживший все деревянные постройки Кремля, не пощадил и этот образец литейного мастерства.
Год 1730-й. «Мы, ревнуя изволению предков наших, указали тот колокол перелить вновь с пополнением, чтобы в нем в отделке было весу 10 000 пуд», - так написала императрица Анна Иоанновна. И работа закипела. Никто из иностранных мастеров не взялся за такую задачу, зато нашлись умельцы на Руси. Мастер Иван Моторин, потомственный литейщик, с сыном Михаилом взялись за подготовительные работы. В соответствии с их указаниями сооружали яму для литья, укрепляли ее, оборудовали всем необходимым. Декоративные украшения на колоколе выполнили скульптор Федор Медведев и мастера "пьедестального и формовочного дела" Василий Кобелев и три Петра - Кохтев, Галкин и Серебряков.
Предполагалось, что изготовление закончится в 1733 году, поэтому надпись на колоколе была подготовлена соответствующая. Но ни 1733-й, ни следующий год не положили конец трудам. Сначала проект слишком долго утверждали, затем произошла авария в печах, после умер мастер и все обязанности легли на плечи его сына. Только в ноябре 1735 года колокол был отлит. Металл плавили в течение 36 часов, а заливали его быстро – через 1 час 12 минут форма была заполнена. Еще два года готовый колокол доводили до полной готовности – заканчивали чеканные работы и украшения. Это и стало причиной очередной беды – не стой он в яме, полной деревянных лесов, может быть, пожар 1737 года и обошел его стороной. Но не обошел. К тому же на раскаленный колокол попала вода и он треснул. Использовать его было невозможно, потому он остался в яме почти на сто лет.
В 1836 году колокол-неудачник был извлечен из своей могилы и стал известнейшей скульптурой. Он красив и сейчас, со своими медальонами, изображением царя и царицы, растительным орнаментом. Так колокол, в который ни разу и не ударили, стал памятником русским литейщикам и мастерам формовочного дела.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Руфь
 
Автор темы

Сообщение №19

Сообщение Руфь » 28 ноя 2016, 11:33

Вставлю сюда правила (я бы сказала телесные правила, а не духовные, так как больше все же к видимому исполнению относятся, а не к внутреннему) соблюдения Рождественского поста.
Питание в Рождественский пост: что едят, а что нет
Считается, что Рождественский пост менее строгий, чем Великий пост и Успенский пост. Так, во вторник, четверг, субботу и воскресенье можно вкушать пищу с растительным маслом, сообщается на сайте rsute.ru. В дни Рождественского поста строго запрещается есть только мясо, яйца и молочные продукты. В среду и пятницу нельзя пить вино, а пищу надо есть без масла — это называется сухоядение.
Но стоит помнить, что больным и детям допускается послабление физического поста.
Рыбные дни Рождественского поста 2016 — 2017
Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, а также в храмовые праздники и в дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Согласно самому мягкому уставу, рыбу можно есть во все дни, кроме среды и пятницы.
Представленное ниже расписание питания, поможет держать Рождественский пост в соответствии со всеми правилами Православной церкви. Но надо помнить, что любой пост это не диета, главное – это духовная строгость и очищение души.
Календарь питания по дням на Рождественский пост 2016 — 2017
28 ноября, понедельник, Начало Рождественского поста — Монастырский устав: горячая пища без масла.
29 ноября, вторник — Разрешается рыба.
30 ноября, среда — Монастырский устав: горячая пища без масла.
1 декабря, четверг —.Пища с растительным маслом.
2 декабря, пятница — Пища с растительным маслом.
3 декабря, суббота — Разрешается рыба.
4 декабря, воскресенье, Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — Разрешается рыба.
5 декабря, понедельник — Монастырский устав: горячая пища без масла.
6 декабря, вторник — Разрешается рыба.
7 декабря, среда — Монастырский устав: горячая пища без масла.
8 декабря, четверг — Пища с растительным маслом.
9 декабря, пятница — Пища с растительным маслом.
10 декабря, суббота — Разрешается рыба.
11 декабря, воскресенье — Разрешается рыба.
12 декабря, понедельник — Монастырский устав: горячая пища без масла.
13 декабря, вторник, Апостола Андрея Первозванного — Разрешается рыба.
14 декабря, среда — Монастырский устав: горячая пища без масла.
15 декабря, четверг — Пища с растительным маслом.
16 декабря, пятница — Монастырский устав: горячая пища без масла.
17 декабря, суббота — Разрешается рыба.
18 декабря, воскресенье — Разрешается рыба.
19 декабря, понедельник — Пища с растительным маслом.
20 декабря, вторник — Пища с растительным маслом.
21 декабря, среда — Монастырский устав: горячая пища без масла.
22 декабря, четверг — Пища с растительным маслом.
23 декабря, пятница — Монастырский устав: горячая пища без масла.
24 декабря, суббота — Разрешается рыба.
25 декабря, воскресенье — Разрешается рыба.
26 декабря, понедельник — Пища с растительным маслом.
27 декабря, вторник — Пища с растительным маслом.
28 декабря, среда — Пища с растительным маслом.
29 декабря, четверг — Пища с растительным маслом.
30 декабря, пятница — Монастырский устав: горячая пища без масла.
31 декабря, суббота — Разрешается рыба.
Пост и Новый год. Православным христианам в Новый год лучше не отходить от поста, но осуждать родных и друзей, которые не постятся, тоже не следует. Поставьте на новогодний стол и постные, и скоромные блюда, чтобы сохранить мир в семье и своим осуждением не отвратить домочадцев от веры – советуют священники.
1 января, воскресенье — Разрешается рыба.
2 января, понедельник — Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).
3 января, вторник — Монастырский устав: горячая пища без масла.
4 января, среда — Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).
5 января, четверг — Монастырский устав: горячая пища без масла.
6 января, пятница, Сочельник — Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).
Что можно есть в Рождественский сочельник. Сочельником называют последний день Рождественского поста. Это слово произошло от названия блюда — сочиво. Сочиво готовится из зерен пшеницы, чечевицы или риса. По церковному уставу сочиво едят вечером 6 января после полного воздержания от пищи в течение всего дня.

Не забудьте, что многим (особенно беременным и кормящим) даются послабления.

Руфь
 
Автор темы

Сообщение №20

Сообщение Lyubov » 17 янв 2017, 23:06

phpBB [media]
«Чем тише ты становишься, тем больше ты слышишь.» ©

Lyubov
 

Сообщение №21

Сообщение Lyubov » 01 фев 2017, 11:25

phpBB [media]
«Чем тише ты становишься, тем больше ты слышишь.» ©

Lyubov
 

Сообщение №22

Сообщение MaSher » 08 апр 2017, 14:47

наверное, тоже сюда. Это лекция нашей прихожанки, искусствоведа Ирины Языковой" "Богословие иконы"

phpBB [media]

MaSher
 

Сообщение №23

Сообщение Руфь » 11 май 2017, 21:15

Продолжаю дальше изучать, лажу, читаю.
Вот попалась статья, которая все мио выискивания привела в одно целое. Слава Богу.

Когда креститься, когда кланяться

В наше время, к сожалению, можно наблюдать, как православный народ, воцерковившийся в своём подавляющем большинстве в постсоветский перестроечный период и не имеющий глубокого укоренения в церковных традициях, не всегда правильно совершает поклоны во время богослужения в воскресные и праздничные дни. Речь идёт исключительно о земных поклонах, так как именно их не в должное время совершение является наиболее заметным и явным нарушением уставного богослужебного чина, вызывающим немалое смущение у старых и духовно опытных прихожан и священнослужителей.

В храме необходимо соблюдать следующие правила, касающиеся поклонов и крестного знамения.

КРЕСТИТЬСЯ БЕЗ ПОКЛОНОВ СЛЕДУЕТ:
1. В начале шестопсалмия при словах «Слава в Вышних Богу...» три раза и в середине на «Аллилуиа» три раза.
2. В начале пения или чтения «Верую».
3. На отпусте «Христос, истинный Бог наш...».
4. В начале чтения Священного Писания: Евангелия, Апостола и паремий.

КРЕСТИТЬСЯ С ПОЯСНЫМ ПОКЛОНОМ СЛЕДУЕТ :
1. При входе в храм и при выходе из него — три раза.
2. При каждом прошении ектении после пения «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи».
3. При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице.
4. При возгласах «Приимите, ядите...», «Пийте от нея вси...», «Твоя от Твоих...».
5. При словах «Честнейшую Херувим...».
6. При каждом возглашении слов «поклонимся», «поклонение», «припадем».
7. Во время чтения или пения «Аллилуиа», «Святый Боже» и «Приидите, поклонимся» и при возгласе «Слава Тебе, Христе Боже», перед отпустом — по три раза.
8. Во время чтения канона на утрени при взывании к Господу, Божией Матери и святым.
9. При окончании пения или чтения каждой стихиры.
10. На литии после каждого из первых двух прошений ектении — по три поклона, после двух остальных — по одному.

КРЕСТИТЬСЯ С ЗЕМНЫМ ПОКЛОНОМ СЛЕДУЕТ:
1. В пост при входе в храм и при выходе из него — три раза.
2. В пост на утрени после каждого припева к песни Богородице «Величит душа моя Господа» после слов «Тя величаем».
3. На литургии в начале пения «Достойно и праведно есть...».
4. По окончании пения «Тебе поем...».
5. После «Достойно есть...» или задостойника.
6. При возгласе «Святая святым».
7. При возгласе «И сподоби нас, Владыко...» перед пением «Отче наш».
8. При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим и верою приступите», и второй раз — при словах «Всегда, ныне и присно...».
9. В Великий пост на великом повечерии при пении «Пресвятая Владычице...» — на каждом стихе; при пении «Богородице Дево, радуйся...» и проч. на великопостной вечерне совершаются три поклона.
10. В Великий пост при чтении молитвы «Господи и Владыко живота моего...».
11. В Великий пост при заключительном пении «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» полагаются три земных поклона.

ПОЯСНОЙ ПОКЛОН БЕЗ КРЕСТНОГО ЗНАМЕНИЯ КЛАДЕТСЯ :
1. При словах священника «Мир всем», «Благословение Господне на вас...», «Благодать Господа нашего Иисуса Христа...», «И да будут милости Великаго Бога...».
2. При словах диакона «И во веки веков» (после возгласа священника «Яко свят еси, Боже наш» перед пением Трисвятого).

НЕ ДОПУСКАЮТСЯ ЗЕМНЫЕ ПОКЛОНЫ :
1. В дни воскресные (каждое воскресенье — это малая Пасха), в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, в праздник Преображения.
2. При словах «Главы наша Господеви приклоним» или «Главы ваша Господеви преклоните» все молящиеся приклоняют головы (без крестного знамения), так как в это время священник тайно (то есть про себя), а на литии велегласно (громко) читает молитву, в которой молится о всех присутствующих, преклонивших головы. Молитва эта заканчивается возгласом, в котором воздается слава Святой Троице.

Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.

Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы — Божескую и человеческую.

Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб, на живот, на правое плечо и затем на левое. И только опустив правую руку, делать поклон, чтобы невольно не допустить кощунства, поломав положенный на себя крест.

О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.

Руфь
 
Автор темы


Вернуться в Религия

  • Последние обсуждения

Кто сейчас на конференции

Сейчас эту тему просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

При полном или частичном использовании материалов дачного форума обязательна активная прямая ссылка.
Uptime по данным Ping-Admin.Ru - сервиса мониторинга доступности сайтов Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика
Права на часть смайликов принадлежит порталу http://www.kolobok.wrg.ru
Прокрутить вверх
Прокрутить вниз