Постановка звуков: от альфы до омеги

Модераторы: Ведьмежонок, Надежда 148

Сообщение №1

Сообщение Ведьмежонок » 02 дек 2014, 01:17

Специально не стала писать от А до Я, чтобы не запутать :)
Речь пойдет о том, что собой включает работа над звуком от начал и до конца, ключевых этапа три:
- подготовка к постановке
- собственно постановка
- автоматизация и дифференциация

Рассмотрим их подробнее
I. Подготовка к постановке звука. Это тренировка способности принять и удержать определенную артикуляционную позу (обычно тренируем язык), достигается выполнением артикуляционной гимнастики
Тут об этом Артикуляционная гимнастика. Как заинтересовать?
Вообще для каждого звука нужны свои упражнения. Думаю, что их имеет смысл перечислить в темах, созданных под каждый конкретный звук. На данный момент у нас на форуме таких три
Постановка звука Ш
Постановка звука Л
Постановка звука Р

II. Собственно постановка звука. В легких случая вам поможет видео, размещенное в этих темах. В тяжелых - только логопед (реальный))

III. Автоматизация звука - это введение звука в речь. Удивительно, но ребенок редко может сразу правильно начать употреблять поставленный звук. Его надо учить и этому. Лично мне нравятся Альбомы Комаровой Л.А http://www.labirint.ru/books/179622/ и Рабочие тетради для автоматизации звуков Коноваленко (мама и дочь), такого вот типа http://www.labirint.ru/books/245860/
Тут тоже есть своя последовательность.
1. Чаще всего сначала звук закрепляют в слогах и начале слова: рак, рыба, руки;
потом в конце: мор, мухомор, дозор;
и в середине: корова, картошка, корка...
При этом, следует иметь в виду, что проще всего произнести открытые слоги (ра, ро, ры, ру), сложнее закрытые (ар, ор, ур,ыр..), совсем сложно и оставляем напоследок - слоги со стечением согласных (кра, атр, пра и подобное)
Исключения:
- звуки Ц, Ч, Л довольно часто легче даются детям в закрытых слогах (ач, оч, уч..)
- звук Р бывает, что появляется первым делом в слияниях тр или др (трава - дрова и т.д.)

2. Когда разобрались со слогами и отдельными словами вводим звук в предложения, стихи, чистоговорки... проще говоря во фразу, а потом и в свободную речь.

3. После того, как звук усвоен и произносится достаточно легко, мы приступаем к последнему этапу автоматизации - дифференциации с ранее употребляемым звуком, или звуком, имеющим сходство в способе образования.
Я не буду перечислять все варианты, назову два наиболее "популярных" среди детей смешения: свистящие с шипящими: "Шла Шаша, по сошше и шосала сушку"
и Р - Л: "Крара у Калра, украра колалы" :)

Дифференциация идет по той же схеме, что и автоматизация:
- в слогах
- в словах
- во фразе (так что сразу за скороговорки не хватайтесь, не мучайте ребенка)))

Материал по дифференциации есть в рекомендованных мной Рабочих тетрадях Коноваленко (ее можно скачать). Кроме того, любой материал по автоматизации/дифференцииации сейчас можно найти в интернете. Поисковыми словами являются заголовки моих подпунктов, например: "автоматизация звука Ш в словах", "чистоговорки на звук Ш", ""дифференциация звуков Ш - С".

Я могу помочь в поиске, ставьте задачу - что интересует, чтобы мне не перетаскивать сюда всё из сети :)

PS мы ставим и автоматизируем звуки, а не буквы :kefir:
Надо только выучиться ждать,
Надо быть спокойным и упрямым.

Ведьмежонок
 
Автор темы

Сообщение №2

Сообщение Лека Котик » 02 дек 2014, 07:45

Спасибо, Ведмедище, мне как раз надо что-то для моих русских групп и для моего персонального ребенка. Потому что говорит он хоть и по-русски, но :crazy:

Мне столько всего надо сделать,что я лучше пойду спать.

Лека Котик
 

Сообщение №3

Сообщение мать их » 04 дек 2014, 11:30

Я не поняла про дифференциацию :blush2: Раньше она вместо ш говорила с. теперь научилась говорить ш и везде ее говорит. Я шкажала вместо я сказала. Что с этим делать?

мать их
 

Сообщение №4

Сообщение Сонча » 06 дек 2014, 15:53

мать их, У нас тоже - научилась говорить Р и теперь сует ее везде вместо Л. Кроун вместо клоун, риса вместо лиса. Но объясняет это тем, что ей очень нравится как она говорит Р, поэтому и вставляет эту букву где надо и где не надо. И еще произносит ее длинно - кррраски, каррртошка, ррролики.
Я как яйца: участвую, но не вхожу.©

Мария Юрьевна родилась 23.07.2009.
Изображение

Ты навсегда в моем сердце, мой золотой...Люблю. Помню.

Сонча
 

Сообщение №5

Сообщение Ведьмежонок » 06 дек 2014, 16:29

мать их писал(а) on 04 дек 2014, 11:30 [?]Я не поняла про дифференциацию :blush2: Раньше она вместо ш говорила с. теперь научилась говорить ш и везде ее говорит. Я шкажала вместо я сказала. Что с этим делать?

Различать звуки с и ш:

- сначала в слогах:
са-са-са - ша-ша-ша
шо-шо-шо - со-со-со
са-са-ша
ша-са-ша и т.п.

- в словах: сок - шок, усы - уши

- во фразах: У Сони шубка. Шура съел кашу.

- в словах с обоими этим звуками: сушка, шоссе, Саша и фразах: Шла Саша по шоссе.

Поиск по фразе "дифференциация С - Ш"
http://www.logolife.ru/logopedy/avtomatizaciya-zvukov/kartoteka-zadanij-po-differenciacii-zvukov-s-sh.html
http://logopedspeshit.ru/avtomatizatciya-zvukov-2/zvuk-s-s/zvuk-sh/differentciatciya-s-sh

Также есть видео-уроки
http://www.authorstream.com/Presentation/Natali24-2018561/
http://www.youtube.com/watch?v=3VtGtPHtHHM
http://www.youtube.com/watch?v=wLc-5O8bs0E
Надо только выучиться ждать,
Надо быть спокойным и упрямым.

Ведьмежонок
 
Автор темы

Сообщение №6

Сообщение Ведьмежонок » 06 дек 2014, 16:34

Сонча писал(а) on 06 дек 2014, 15:53 [?]И еще произносит ее длинно - кррраски, каррртошка, ррролики.

Это нормально.

Дифференциация Р - Л
Материал
http://logoped.tomsk.ru/rabota-s-detmi/differenciaciya-zvukov-r-l/

Видео
http://www.youtube.com/watch?v=rKSN7v3SEr0
http://www.youtube.com/watch?v=FY1iOupe5eo
Надо только выучиться ждать,
Надо быть спокойным и упрямым.

Ведьмежонок
 
Автор темы

Сообщение №7

Сообщение мать их » 06 дек 2014, 18:02

Ведьмежонок, спасибище! Вот сашу мы тренируем, дается очень тяжело. Или саса или шаша. Причем скорее шаша. Саса только после того как скажи Самолет и потом са-са-са. Просто са-са-са без самолета почему то похоже на ша-ша-ша больше

мать их
 

Сообщение №8

Сообщение Ведьмежонок » 06 дек 2014, 18:13

мать их, смотри:
1. Оба звука в одном слове - это высший пилотаж. В самую последнюю очередь берем.
2. Говорите медленно, слегка упирая на звуки С и Ш (растягивая).
3. Са-са-са звучит нечетко, т.к. язык вверх начинает уходить, по аналогии с Ш. Поэтому сначала:
а) подставляем ладошку к подбородку, "улыбаемся" (показываем зубки) и свистим - СССССС (чувствуем, как воздух пошел вниз холодной струйкой);
б) говорим ссса-сссса-сссса, губы "улыбаются";
в) подставляем ладошки ко рту, будто хотим согреть их дыханием и шипим - шшшшш (воздух теплый, идет в ладошки, вперед) шипим еще шшшшшшшш;
г) говорим ша-ша-ша;
д) просим сосредоточиться, улыбнуться и подуть на подбородочек холодным воздухом са-са-са, сразу затем говорим:а теперь подуй теплым воздухом ша-ша-ша

Когда это усвоится, переходим к слогам вразбивку без подготовки с дутьём:
са-ша-са, са-са-ша (звуки тянем, оба).

Затем уже слова.
Надо только выучиться ждать,
Надо быть спокойным и упрямым.

Ведьмежонок
 
Автор темы

Сообщение №9

Сообщение Арабика » 14 сен 2015, 15:14

Можно глупый вопрос? Когда бить тревогу? Сыну в конце ноября 4, речь хорошая (сложные предложения, грамматика нормальная), но плохо проговаривает звуки. Свои понимают его хорошо, а чужие - не очень. Перешли в новый садик, воспитатель к логопеду сказала пойти. Живем сейчас в деревне, есть ли смысл подрываться и искать спеца (я слышала, что до 4 вообще логопед не смотрит). Говорит: бабука вместо бабушка, Леля вместо Лера и себя называет Итя, а не Витя. Насколько я помню, шипящие должны в 4 года только появиться, а вот В когда? Еще что: воспитатель сказала: "будет 5 - обратитесь к логопеду", может, она возраст его просто перепутала, решила, что ему 4 уже, а он плохо разговаривает?
Я жила одна на свете,
Никому не нужная.

Арабика
 

Сообщение №10

Сообщение Ведьмежонок » 14 сен 2015, 23:59

Арабика, вот конкретно по звукам раньше 4,5 вас вряд ли возьмут. Раньше дети к такого рода работе еще не готовы. Ты можешь пока над слоговой поработать (у нас тема есть), чтобы он звуки не проглатывал, особенно в стечениях.
Арабика писал(а) on 14 сен 2015, 15:14 [?]бабука вместо бабушка, Леля вместо Лера
Шипящие после 4х, где-то к 4,5 - 5 годам могут появится. [Р] после 5 лет, даже в периоду6-7 не возбраняется.
Арабика писал(а) on 14 сен 2015, 15:14 [?]а вот В когда?
Это простой звук, в раннем возрасте, т.е. годам к 3-3,5 они должны быть. Он нигде [В/ВЬ] не выговаривает, в принципе? Ставится элементарно. Ты ответь, а я завтра, если надо тему создам по постановке [в].
Арабика писал(а) on 14 сен 2015, 15:14 [?] Еще что: воспитатель сказала: "будет 5 - обратитесь к логопеду", может, она возраст его просто перепутала, решила, что ему 4 уже, а он плохо разговаривает?

Ее могла напрячь общая невнятность речи, если таковая имеется, возможно нарушения слоговой структуры, ну и звук [В] тот же. Он уже довольно давно должен быть. Хотя для вашего возраста звуки не показатель уровня развития речи. Главное со словарем и грамматикой порядок, а многие отклонения от нормативов звукопроизношения пока вполне допустимы.
Надо только выучиться ждать,
Надо быть спокойным и упрямым.

Ведьмежонок
 
Автор темы

Сообщение №11

Сообщение Арабика » 15 сен 2015, 07:01

Ведьмежонок писал(а) on 15 сен 2015, 00:01 [?]Арабика, вот конкретно по звукам раньше 4,5 вас вряд ли возьмут. Раньше дети к такого рода работе еще не готовы.

Уже хорошо: раньше лета не озадачиваться.
Ведьмежонок писал(а) on 15 сен 2015, 00:01 [?]Ты можешь пока над слоговой поработать (у нас тема есть), чтобы он звуки не проглатывал, особенно в стечениях.

спасибо! Понаблюдаю, проглатывает ли вообще, не замечала пока.
Ведьмежонок писал(а) on 15 сен 2015, 00:01 [?]Это простой звук, в раннем возрасте, т.е. годам к 3-3,5 они должны быть. Он нигде [В/ВЬ] не выговаривает, в принципе?

послушаю сегодня. В имени точно нет, может, где в середине слова?
Ведьмежонок писал(а) on 15 сен 2015, 00:01 [?]Главное со словарем и грамматикой порядок, а многие отклонения от нормативов звукопроизношения пока вполне допустимы.

Да,в этом плане мне кажется проблем нет. Говорит много, фразы сложные, часто начало: "Мама, я подумал". Вообще я удивилась, что в первый день садика он активно с воспитателем болтал. С новым воспитателем и в новом садике.
Я жила одна на свете,
Никому не нужная.

Арабика
 

Сообщение №12

Сообщение Арабика » 15 сен 2015, 11:37

Дописываю: в слове "трамвай" "в" есть, если старается, то получается и "витя". Кажется мне, воспитатель просто возраст перепутала, я всему садику мозги закомпостировала, что сына большого к маленьким в группу веду :crazy: , они почти пятилетку ожидали :nervous: Он 28 ноября 2011, я его отдала в группу 2012 года, там есть январские-февральские, но также и октябрьские 2012. Не стала к 2011 году отдавать. т.к. год отходил и ничего хорошего: младше всех, другие дети на год старше, в основном зимние-весенние.
Я жила одна на свете,
Никому не нужная.

Арабика
 

Сообщение №13

Сообщение Ведьмежонок » 15 сен 2015, 16:42

Арабика писал(а) on 15 сен 2015, 11:37 [?]Кажется мне, воспитатель просто возраст перепутала

Наверное, т.к. речь у вас хорошая, по описанию, для своего возраста. А по звукам - сложности с мягким ВЬ, если хочешь, можно потренировать
http://pedlib.ru/Books/3/0214/3_0214-12.shtml
Надо только выучиться ждать,
Надо быть спокойным и упрямым.

Ведьмежонок
 
Автор темы

Сообщение №14

Сообщение Арабика » 15 сен 2015, 22:05

Ведьмежонок,спасибо :flower: по сравнению с дочкой сын говорит хуже, но все-таки надеюсь, все выровняется у него.
Я жила одна на свете,
Никому не нужная.

Арабика
 

Сообщение №15

Сообщение Ведьмежонок » 15 сен 2015, 22:09

Арабика, мальчики вообще меленнее девочек. Пожалуйста :)
Надо только выучиться ждать,
Надо быть спокойным и упрямым.

Ведьмежонок
 
Автор темы

Сообщение №16

Сообщение kikimosha » 04 ноя 2015, 08:34

Моему Апачу на следующей недели будет 5 лет. Поставили общее недоразвитие речи 3 ур-я. Дизартрия (стёртая форма). Самое поганое, логопед в саду отказывается брать детё для работы, говорит только логосад (мест в них нет). С чего начать, а? Буду сама биться. Сейчас при проверки в психоневрологическом диспансере сказали что звук Ш проскакивает, Р горловое появляется, но сказали что это плохо нужно менять. Очень нужен совет как и с чего начать чтоб помочь сынуле.
Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться

kikimosha
 

Сообщение №17

Сообщение Hope » 04 ноя 2015, 12:52

kikimosha писал(а) on 04 ноя 2015, 08:34 [?]Моему Апачу на следующей недели будет 5 лет. Поставили общее недоразвитие речи 3 ур-я. Дизартрия (стёртая форма). Самое поганое, логопед в саду отказывается брать детё для работы, говорит только логосад (мест в них нет). С чего начать, а? Буду сама биться. Сейчас при проверки в психоневрологическом диспансере сказали что звук Ш проскакивает, Р горловое появляется, но сказали что это плохо нужно менять. Очень нужен совет как и с чего начать чтоб помочь сынуле.

У нас все то же самое - возраст, диагноз, вот только логосад нам дали, где с ним занимаются ежедневно, плюс задания на дом. Некоторые звуки начали появляться.
1) если есть логопед в поликлинике - сходить туда. У нас прием логопеда раз в неделю для ребенка, она смотрит, дает задания на неделю, родители занимаются. Если нет в поликлинике (или он там фиговый), искать хорошего частника.
2) артикуляционная гимнастика ежедневно - реально помогает - сын не мог язык к небу поднять, сейчас уже даже сложные упражнения делает.
3) мест нет в логосаду всегда :) дергать, узнавать когда комиссия, собирать доки и топать туда - вдруг хотя бы с сентября дадут.
Ну это я больше орг вопросы, как мама такого ребенка, а девочки с профессиональной стороны расскажут

Hope
 

Сообщение №18

Сообщение Ведьмежонок » 04 ноя 2015, 17:37

kikimosha писал(а) on 04 ноя 2015, 08:34 [?] Самое поганое, логопед в саду отказывается брать детё для работы, говорит только логосад (мест в них нет). С чего начать, а? Буду сама биться.

При ОНР надо начинать со всех сторон сразу :idontno: Лексика, грамматика, связная речь, звукопроизношение, фонематический слух звуковой анализ и синтез. За ОНР не каждый логопед берется. Как самим я не представляю...
Есть программа для логопедический групп ОНР - Программа Филичевой Т. Б, Чиркиной Г.В. (можно скачать)

И вот такая книга с набором зданий на каждый уровень
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников
http://www.twirpx.com/file/291097/


Если по ним попробовать только...

kikimosha писал(а) on 04 ноя 2015, 08:34 [?]сказали что звук Ш проскакивает, Р горловое появляется, но сказали что это плохо нужно менять

У нас есть ролики для постановки Ш и Р :4u:
Постановка звука Ш
Постановка звука Р

Hope писал(а) on 04 ноя 2015, 12:52 [?]мест нет в логосаду всегда :) дергать, узнавать когда комиссия, собирать доки и топать туда - вдруг хотя бы с сентября дадут.

:beer: Или искать платного логопеда. Если это реально ОНР, а не гипердиагностика, то без логопеда нормально справится с этим нереально.
Надо только выучиться ждать,
Надо быть спокойным и упрямым.

Ведьмежонок
 
Автор темы

Сообщение №19

Сообщение Hope » 04 ноя 2015, 17:56

Ведьмежонок писал(а) on 04 ноя 2015, 17:37 [?]без логопеда нормально справится с этим нереально.

Угу! Вот у нас от 3х до 5 занятий с логопедом еженедельно. Плюс домой дофигища всего. Плюс ежедневная артикуляционная гимнастика (честно признаюсь, я халявлю. По гимнастике главный папа 3 раза в неделю, остальные разы ребенок демонстрируем мне, что умеет, а я хвалю :sorry: )

Hope
 

Сообщение №20

Сообщение Ведьмежонок » 04 ноя 2015, 18:37

Hope писал(а) on 04 ноя 2015, 17:56 [?]Вот у нас от 3х до 5 занятий с логопедом еженедельно

Это вы круто за дело взялись :)
Главная сложность в том, что ребенок не автомат. К нему инструкцию не напишешь. И даже если сейчас всё "ровненько", то с начлом занятий будет видно - где приналечь, где пока отпустить можно, где ребенок с опережением относительно других умений пошел и это надо поддержать. Я сейчас начинающего логопеда по скайпу консультирую и то сложновато. А маме рассказать, как работать с ОНР, да еще не видя ребенка, даже не возьмусь пробовать...
Надо только выучиться ждать,
Надо быть спокойным и упрямым.

Ведьмежонок
 
Автор темы

Сообщение №21

Сообщение kikimosha » 04 ноя 2015, 18:50

Так девочки, спасибо всё себе забрала, место буду выбивать, ну и работать тоже. Главное моего шустрика заставить ещё всё это делать :manicure:
Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться

kikimosha
 

Сообщение №22

Сообщение Ведьмежонок » 04 ноя 2015, 19:24

kikimosha, удачи :)
Надо только выучиться ждать,
Надо быть спокойным и упрямым.

Ведьмежонок
 
Автор темы

Сообщение №23

Сообщение Hope » 04 ноя 2015, 19:32

Ведьмежонок писал(а) on 04 ноя 2015, 18:37 [?]Это вы круто за дело взялись

Это не мы - это садик. 3 раза в неделю фронтальное занятие - именно развитие речи, артикуляционная гимнастика со всеми, что-то еще. 2-3 раза в неделю индивидуально логопед берет детей (у кого хуже - с теми почаще, у кого лучше - пореже). Но у нас 1 логопед на 1 группу. В группе 16 человек.

kikimosha писал(а) on 04 ноя 2015, 18:50 [?]Главное моего шустрика заставить ещё всё это делать

Артикуляционную гимнастику папа поначалу брал "на слабо" - а я вот так язык могу сворачивать - а ты? Не, пока не получается, надо тренироваться. О! получилось, а так же быстро можешь? и т.д. (но папе, естественно, сначала инструкции детальные давались).
С остальным - это моя уже песня. Он хочет "как мама" (видео видел, как я слушателям в аудитории что-то втирала). Я рассказываю, что чтобы самому людей учить, надо сначала делать то, что задали, а то как другим объяснять будет - пока работает :secret:

Hope
 

Сообщение №24

Сообщение Ведьмежонок » 09 ноя 2015, 14:14

Hope писал(а) on 04 ноя 2015, 19:32 [?]Это не мы - это садик.

А, ну в садике да. Обычное расписание логопедической группы :)
Надо только выучиться ждать,
Надо быть спокойным и упрямым.

Ведьмежонок
 
Автор темы

Сообщение №25

Сообщение Еленушка » 28 мар 2016, 20:34

Ведьмежонок, Леночка, у меня назрел вопрос.
У Никиты все звуки уже поставлены и автоматизированы кроме Р и Л. Р в процессе постановки. Рычать уже можем, а произнести в слоге пока нет. У него шатаются верхние передние зубы. В связи с чем возник вопрос - не придется ли после выпадения верхних передних зубов начинать все сначала и ждать пока зубы отрастут?
Ко мне на ты, пожалуйста

Еленушка
 

След.

Вернуться в Консультация логопеда

  • Последние обсуждения

Кто сейчас на конференции

Сейчас эту тему просматривают: ClaudeBot [Bot] и гости: 0

При полном или частичном использовании материалов данного форума обязательна активная прямая ссылка.
Uptime по данным Ping-Admin.Ru - сервиса мониторинга доступности сайтов Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика
Права на часть смайликов принадлежит порталу http://www.kolobok.wrg.ru
Прокрутить вверх
Прокрутить вниз