Модераторы: Ведьмежонок, Надежда 148
Сообщение №1
Ведьмежонок » 02 дек 2014, 01:17
Специально не стала писать от А до Я, чтобы не запутать Речь пойдет о том, что собой включает работа над звуком от начал и до конца, ключевых этапа три:- подготовка к постановке - собственно постановка - автоматизация и дифференциация Рассмотрим их подробнее I. Подготовка к постановке звука. Это тренировка способности принять и удержать определенную артикуляционную позу (обычно тренируем язык), достигается выполнением артикуляционной гимнастики Тут об этом Артикуляционная гимнастика. Как заинтересовать?Вообще для каждого звука нужны свои упражнения. Думаю, что их имеет смысл перечислить в темах, созданных под каждый конкретный звук. На данный момент у нас на форуме таких три Постановка звука ШПостановка звука ЛПостановка звука РII. Собственно постановка звука. В легких случая вам поможет видео, размещенное в этих темах. В тяжелых - только логопед (реальный)) III. Автоматизация звука - это введение звука в речь. Удивительно, но ребенок редко может сразу правильно начать употреблять поставленный звук. Его надо учить и этому. Лично мне нравятся Альбомы Комаровой Л.А http://www.labirint.ru/books/179622/ и Рабочие тетради для автоматизации звуков Коноваленко (мама и дочь), такого вот типа http://www.labirint.ru/books/245860/Тут тоже есть своя последовательность. 1. Чаще всего сначала звук закрепляют в слогах и начале слова: рак, рыба, руки; потом в конце: мор, мухомор, дозор; и в середине: корова, картошка, корка... При этом, следует иметь в виду, что проще всего произнести открытые слоги (ра, ро, ры, ру), сложнее закрытые (ар, ор, ур,ыр..), совсем сложно и оставляем напоследок - слоги со стечением согласных (кра, атр, пра и подобное) Исключения:- звуки Ц, Ч, Л довольно часто легче даются детям в закрытых слогах (ач, оч, уч..) - звук Р бывает, что появляется первым делом в слияниях тр или др (трава - дрова и т.д.) 2. Когда разобрались со слогами и отдельными словами вводим звук в предложения, стихи, чистоговорки... проще говоря во фразу, а потом и в свободную речь. 3. После того, как звук усвоен и произносится достаточно легко, мы приступаем к последнему этапу автоматизации - дифференциации с ранее употребляемым звуком, или звуком, имеющим сходство в способе образования. Я не буду перечислять все варианты, назову два наиболее "популярных" среди детей смешения: свистящие с шипящими: "Шла Шаша, по сошше и шосала сушку"и Р - Л: "Крара у Калра, украра колалы"  Дифференциация идет по той же схеме, что и автоматизация: - в слогах - в словах - во фразе (так что сразу за скороговорки не хватайтесь, не мучайте ребенка))) Материал по дифференциации есть в рекомендованных мной Рабочих тетрадях Коноваленко (ее можно скачать). Кроме того, любой материал по автоматизации/дифференцииации сейчас можно найти в интернете. Поисковыми словами являются заголовки моих подпунктов, например: "автоматизация звука Ш в словах", "чистоговорки на звук Ш", ""дифференциация звуков Ш - С". Я могу помочь в поиске, ставьте задачу - что интересует, чтобы мне не перетаскивать сюда всё из сети  PS мы ставим и автоматизируем звуки, а не буквы 
Надо только выучиться ждать, Надо быть спокойным и упрямым.
-
Ведьмежонок
-
- Автор темы
Сообщение №2
Лека Котик » 02 дек 2014, 07:45
Спасибо, Ведмедище, мне как раз надо что-то для моих русских групп и для моего персонального ребенка. Потому что говорит он хоть и по-русски, но 
Мне столько всего надо сделать,что я лучше пойду спать.
-
Лека Котик
-
Сообщение №3
мать их » 04 дек 2014, 11:30
Я не поняла про дифференциацию  Раньше она вместо ш говорила с. теперь научилась говорить ш и везде ее говорит. Я шкажала вместо я сказала. Что с этим делать?
-
мать их
-
Сообщение №4
Сонча » 06 дек 2014, 15:53
мать их, У нас тоже - научилась говорить Р и теперь сует ее везде вместо Л. Кроун вместо клоун, риса вместо лиса. Но объясняет это тем, что ей очень нравится как она говорит Р, поэтому и вставляет эту букву где надо и где не надо. И еще произносит ее длинно - кррраски, каррртошка, ррролики.
Я как яйца: участвую, но не вхожу.©Мария Юрьевна родилась 23.07.2009. Ты навсегда в моем сердце, мой золотой...Люблю. Помню.
-
Сонча
-
Сообщение №6
Ведьмежонок » 06 дек 2014, 16:34
Надо только выучиться ждать, Надо быть спокойным и упрямым.
-
Ведьмежонок
-
- Автор темы
Сообщение №7
мать их » 06 дек 2014, 18:02
Ведьмежонок, спасибище! Вот сашу мы тренируем, дается очень тяжело. Или саса или шаша. Причем скорее шаша. Саса только после того как скажи Самолет и потом са-са-са. Просто са-са-са без самолета почему то похоже на ша-ша-ша больше
-
мать их
-
Сообщение №8
Ведьмежонок » 06 дек 2014, 18:13
мать их, смотри: 1. Оба звука в одном слове - это высший пилотаж. В самую последнюю очередь берем. 2. Говорите медленно, слегка упирая на звуки С и Ш (растягивая). 3. Са-са-са звучит нечетко, т.к. язык вверх начинает уходить, по аналогии с Ш. Поэтому сначала: а) подставляем ладошку к подбородку, "улыбаемся" (показываем зубки) и свистим - СССССС (чувствуем, как воздух пошел вниз холодной струйкой); б) говорим ссса-сссса-сссса, губы "улыбаются"; в) подставляем ладошки ко рту, будто хотим согреть их дыханием и шипим - шшшшш (воздух теплый, идет в ладошки, вперед) шипим еще шшшшшшшш; г) говорим ша-ша-ша; д) просим сосредоточиться, улыбнуться и подуть на подбородочек холодным воздухом са-са-са, сразу затем говорим:а теперь подуй теплым воздухом ша-ша-ша
Когда это усвоится, переходим к слогам вразбивку без подготовки с дутьём: са-ша-са, са-са-ша (звуки тянем, оба).
Затем уже слова.
Надо только выучиться ждать, Надо быть спокойным и упрямым.
-
Ведьмежонок
-
- Автор темы
Сообщение №9
Арабика » 14 сен 2015, 15:14
Можно глупый вопрос? Когда бить тревогу? Сыну в конце ноября 4, речь хорошая (сложные предложения, грамматика нормальная), но плохо проговаривает звуки. Свои понимают его хорошо, а чужие - не очень. Перешли в новый садик, воспитатель к логопеду сказала пойти. Живем сейчас в деревне, есть ли смысл подрываться и искать спеца (я слышала, что до 4 вообще логопед не смотрит). Говорит: бабука вместо бабушка, Леля вместо Лера и себя называет Итя, а не Витя. Насколько я помню, шипящие должны в 4 года только появиться, а вот В когда? Еще что: воспитатель сказала: "будет 5 - обратитесь к логопеду", может, она возраст его просто перепутала, решила, что ему 4 уже, а он плохо разговаривает?
Я жила одна на свете, Никому не нужная.
-
Арабика
-
Сообщение №10
Ведьмежонок » 14 сен 2015, 23:59
Арабика, вот конкретно по звукам раньше 4,5 вас вряд ли возьмут. Раньше дети к такого рода работе еще не готовы. Ты можешь пока над слоговой поработать (у нас тема есть), чтобы он звуки не проглатывал, особенно в стечениях. Шипящие после 4х, где-то к 4,5 - 5 годам могут появится. [Р] после 5 лет, даже в периоду6-7 не возбраняется. Это простой звук, в раннем возрасте, т.е. годам к 3-3,5 они должны быть. Он нигде [В/ВЬ] не выговаривает, в принципе? Ставится элементарно. Ты ответь, а я завтра, если надо тему создам по постановке [в]. Арабика писал(а) on 14 сен 2015, 15:14 ![[?]](/ajax_preview_window/view.gif) Еще что: воспитатель сказала: "будет 5 - обратитесь к логопеду", может, она возраст его просто перепутала, решила, что ему 4 уже, а он плохо разговаривает?
Ее могла напрячь общая невнятность речи, если таковая имеется, возможно нарушения слоговой структуры, ну и звук [В] тот же. Он уже довольно давно должен быть. Хотя для вашего возраста звуки не показатель уровня развития речи. Главное со словарем и грамматикой порядок, а многие отклонения от нормативов звукопроизношения пока вполне допустимы.
Надо только выучиться ждать, Надо быть спокойным и упрямым.
-
Ведьмежонок
-
- Автор темы
Сообщение №11
Арабика » 15 сен 2015, 07:01
Ведьмежонок писал(а) on 15 сен 2015, 00:01 ![[?]](/ajax_preview_window/view.gif) Арабика, вот конкретно по звукам раньше 4,5 вас вряд ли возьмут. Раньше дети к такого рода работе еще не готовы.
Уже хорошо: раньше лета не озадачиваться. Ведьмежонок писал(а) on 15 сен 2015, 00:01 ![[?]](/ajax_preview_window/view.gif) Ты можешь пока над слоговой поработать (у нас тема есть), чтобы он звуки не проглатывал, особенно в стечениях.
спасибо! Понаблюдаю, проглатывает ли вообще, не замечала пока. Ведьмежонок писал(а) on 15 сен 2015, 00:01 ![[?]](/ajax_preview_window/view.gif) Это простой звук, в раннем возрасте, т.е. годам к 3-3,5 они должны быть. Он нигде [В/ВЬ] не выговаривает, в принципе?
послушаю сегодня. В имени точно нет, может, где в середине слова? Ведьмежонок писал(а) on 15 сен 2015, 00:01 ![[?]](/ajax_preview_window/view.gif) Главное со словарем и грамматикой порядок, а многие отклонения от нормативов звукопроизношения пока вполне допустимы.
Да,в этом плане мне кажется проблем нет. Говорит много, фразы сложные, часто начало: "Мама, я подумал". Вообще я удивилась, что в первый день садика он активно с воспитателем болтал. С новым воспитателем и в новом садике.
Я жила одна на свете, Никому не нужная.
-
Арабика
-
Сообщение №12
Арабика » 15 сен 2015, 11:37
Дописываю: в слове "трамвай" "в" есть, если старается, то получается и "витя". Кажется мне, воспитатель просто возраст перепутала, я всему садику мозги закомпостировала, что сына большого к маленьким в группу веду  , они почти пятилетку ожидали  Он 28 ноября 2011, я его отдала в группу 2012 года, там есть январские-февральские, но также и октябрьские 2012. Не стала к 2011 году отдавать. т.к. год отходил и ничего хорошего: младше всех, другие дети на год старше, в основном зимние-весенние.
Я жила одна на свете, Никому не нужная.
-
Арабика
-
Сообщение №13
Ведьмежонок » 15 сен 2015, 16:42
Наверное, т.к. речь у вас хорошая, по описанию, для своего возраста. А по звукам - сложности с мягким ВЬ, если хочешь, можно потренировать http://pedlib.ru/Books/3/0214/3_0214-12.shtml
Надо только выучиться ждать, Надо быть спокойным и упрямым.
-
Ведьмежонок
-
- Автор темы
Сообщение №14
Арабика » 15 сен 2015, 22:05
Ведьмежонок,спасибо  по сравнению с дочкой сын говорит хуже, но все-таки надеюсь, все выровняется у него.
Я жила одна на свете, Никому не нужная.
-
Арабика
-
Сообщение №15
Ведьмежонок » 15 сен 2015, 22:09
Арабика, мальчики вообще меленнее девочек. Пожалуйста 
Надо только выучиться ждать, Надо быть спокойным и упрямым.
-
Ведьмежонок
-
- Автор темы
Сообщение №16
kikimosha » 04 ноя 2015, 08:34
Моему Апачу на следующей недели будет 5 лет. Поставили общее недоразвитие речи 3 ур-я. Дизартрия (стёртая форма). Самое поганое, логопед в саду отказывается брать детё для работы, говорит только логосад (мест в них нет). С чего начать, а? Буду сама биться. Сейчас при проверки в психоневрологическом диспансере сказали что звук Ш проскакивает, Р горловое появляется, но сказали что это плохо нужно менять. Очень нужен совет как и с чего начать чтоб помочь сынуле.
Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться
-
kikimosha
-
Сообщение №17
Hope » 04 ноя 2015, 12:52
kikimosha писал(а) on 04 ноя 2015, 08:34 ![[?]](/ajax_preview_window/view.gif) Моему Апачу на следующей недели будет 5 лет. Поставили общее недоразвитие речи 3 ур-я. Дизартрия (стёртая форма). Самое поганое, логопед в саду отказывается брать детё для работы, говорит только логосад (мест в них нет). С чего начать, а? Буду сама биться. Сейчас при проверки в психоневрологическом диспансере сказали что звук Ш проскакивает, Р горловое появляется, но сказали что это плохо нужно менять. Очень нужен совет как и с чего начать чтоб помочь сынуле.
У нас все то же самое - возраст, диагноз, вот только логосад нам дали, где с ним занимаются ежедневно, плюс задания на дом. Некоторые звуки начали появляться. 1) если есть логопед в поликлинике - сходить туда. У нас прием логопеда раз в неделю для ребенка, она смотрит, дает задания на неделю, родители занимаются. Если нет в поликлинике (или он там фиговый), искать хорошего частника. 2) артикуляционная гимнастика ежедневно - реально помогает - сын не мог язык к небу поднять, сейчас уже даже сложные упражнения делает. 3) мест нет в логосаду всегда  дергать, узнавать когда комиссия, собирать доки и топать туда - вдруг хотя бы с сентября дадут. Ну это я больше орг вопросы, как мама такого ребенка, а девочки с профессиональной стороны расскажут
-
Hope
-
Сообщение №18
Ведьмежонок » 04 ноя 2015, 17:37
kikimosha писал(а) on 04 ноя 2015, 08:34 ![[?]](/ajax_preview_window/view.gif) Самое поганое, логопед в саду отказывается брать детё для работы, говорит только логосад (мест в них нет). С чего начать, а? Буду сама биться.
При ОНР надо начинать со всех сторон сразу  Лексика, грамматика, связная речь, звукопроизношение, фонематический слух звуковой анализ и синтез. За ОНР не каждый логопед берется. Как самим я не представляю... Есть программа для логопедический групп ОНР - Программа Филичевой Т. Б, Чиркиной Г.В. (можно скачать) И вот такая книга с набором зданий на каждый уровень Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников http://www.twirpx.com/file/291097/Если по ним попробовать только... kikimosha писал(а) on 04 ноя 2015, 08:34 ![[?]](/ajax_preview_window/view.gif) сказали что звук Ш проскакивает, Р горловое появляется, но сказали что это плохо нужно менять
У нас есть ролики для постановки Ш и Р Постановка звука ШПостановка звука Р Hope писал(а) on 04 ноя 2015, 12:52 ![[?]](/ajax_preview_window/view.gif) мест нет в логосаду всегда  дергать, узнавать когда комиссия, собирать доки и топать туда - вдруг хотя бы с сентября дадут.  Или искать платного логопеда. Если это реально ОНР, а не гипердиагностика, то без логопеда нормально справится с этим нереально.
Надо только выучиться ждать, Надо быть спокойным и упрямым.
-
Ведьмежонок
-
- Автор темы
Сообщение №19
Hope » 04 ноя 2015, 17:56
Ведьмежонок писал(а) on 04 ноя 2015, 17:37 ![[?]](/ajax_preview_window/view.gif) без логопеда нормально справится с этим нереально.
Угу! Вот у нас от 3х до 5 занятий с логопедом еженедельно. Плюс домой дофигища всего. Плюс ежедневная артикуляционная гимнастика (честно признаюсь, я халявлю. По гимнастике главный папа 3 раза в неделю, остальные разы ребенок демонстрируем мне, что умеет, а я хвалю  )
-
Hope
-
Сообщение №20
Ведьмежонок » 04 ноя 2015, 18:37
Это вы круто за дело взялись  Главная сложность в том, что ребенок не автомат. К нему инструкцию не напишешь. И даже если сейчас всё "ровненько", то с начлом занятий будет видно - где приналечь, где пока отпустить можно, где ребенок с опережением относительно других умений пошел и это надо поддержать. Я сейчас начинающего логопеда по скайпу консультирую и то сложновато. А маме рассказать, как работать с ОНР, да еще не видя ребенка, даже не возьмусь пробовать...
Надо только выучиться ждать, Надо быть спокойным и упрямым.
-
Ведьмежонок
-
- Автор темы
Сообщение №21
kikimosha » 04 ноя 2015, 18:50
Так девочки, спасибо всё себе забрала, место буду выбивать, ну и работать тоже. Главное моего шустрика заставить ещё всё это делать 
Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться
-
kikimosha
-
Сообщение №22
Ведьмежонок » 04 ноя 2015, 19:24
kikimosha, удачи 
Надо только выучиться ждать, Надо быть спокойным и упрямым.
-
Ведьмежонок
-
- Автор темы
Сообщение №23
Hope » 04 ноя 2015, 19:32
Это не мы - это садик. 3 раза в неделю фронтальное занятие - именно развитие речи, артикуляционная гимнастика со всеми, что-то еще. 2-3 раза в неделю индивидуально логопед берет детей (у кого хуже - с теми почаще, у кого лучше - пореже). Но у нас 1 логопед на 1 группу. В группе 16 человек. kikimosha писал(а) on 04 ноя 2015, 18:50 ![[?]](/ajax_preview_window/view.gif) Главное моего шустрика заставить ещё всё это делать
Артикуляционную гимнастику папа поначалу брал "на слабо" - а я вот так язык могу сворачивать - а ты? Не, пока не получается, надо тренироваться. О! получилось, а так же быстро можешь? и т.д. (но папе, естественно, сначала инструкции детальные давались). С остальным - это моя уже песня. Он хочет "как мама" (видео видел, как я слушателям в аудитории что-то втирала). Я рассказываю, что чтобы самому людей учить, надо сначала делать то, что задали, а то как другим объяснять будет - пока работает 
-
Hope
-
Сообщение №24
Ведьмежонок » 09 ноя 2015, 14:14
А, ну в садике да. Обычное расписание логопедической группы 
Надо только выучиться ждать, Надо быть спокойным и упрямым.
-
Ведьмежонок
-
- Автор темы
Сообщение №25
Еленушка » 28 мар 2016, 20:34
Ведьмежонок, Леночка, у меня назрел вопрос. У Никиты все звуки уже поставлены и автоматизированы кроме Р и Л. Р в процессе постановки. Рычать уже можем, а произнести в слоге пока нет. У него шатаются верхние передние зубы. В связи с чем возник вопрос - не придется ли после выпадения верхних передних зубов начинать все сначала и ждать пока зубы отрастут?
Ко мне на ты, пожалуйста
-
Еленушка
-
Вернуться в Консультация логопеда
|
|