Объявление
Поздравляем с Днём Рождения!
Muffin Wadadayasna

Дисграфия

Модераторы: Ведьмежонок, Надежда 148

Сообщение №1

Сообщение Ведьмежонок » 20 ноя 2014, 00:52

ДИСГРАФИЯ

37% родителей в настоящее время сталкиваются с тем, что их дети, учащиеся 2-3 классов, допускают при письме нелогичные, специфические ошибки, которые трудно исправить. Часто у дисграфиков очень плохой почерк — мелкий или очень крупный, неразборчивый. Ребёнку тяжело соблюдать строку, слова заезжают на поля, друг на друга, сползают со строки.
Некоторые учителя считают дисграфические ошибки нелепыми, вызванными невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе и т.д. На самом деле в основе подобных ошибок лежит несформированность, фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.
Маркером для нас может послужить следующее - при дисграфии ошибки наблюдаются в сильной фонетической позиции. Дети пишут «корофа» вместо «корова», «дм» вместо «дым». Обычные орфографические ошибки наблюдаются только в слабой позиции («расток» вместо «росток»). Я люблю приводить родителям такой пример: если ребёнок пишет вместо «гриб» – «грип», то это орфография. А если он вместо «грибы» пишет «грипы» – то это дисграфия.
Наверное, уже кое-что становится понятно, но рассмотрим все же все типы дисграфических ошибок подробнее.
Надо только выучиться ждать,
Надо быть спокойным и упрямым.

Ведьмежонок
 
Автор темы

Сообщение №2

Сообщение Ведьмежонок » 20 ноя 2014, 00:56

Выделяют 5 форм дисграфии:

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии.
Суть ее состоит в следующем: ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами пишет , как говорит: сапка (шапка), лыба (рыба).

2. Акустическая форма дисграфии.
Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно, а смешение фонем идет из-за нарушений фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку.

Ошибки какого типа можно увидеть в тетрадях в таком случае:
На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие - глухие парные согласные в чёткой позиции
д-т: тавно, дрещат, медёт, втруг, сыдый;
з-с: саснул, кослик, вазилёк, привосит;
б-п: попеда, бодарил, пельё, балатка;
в-ф: ворточка, портвель, картовель;
г-к: долко, собага, груглый;
ж-ш: шдёт,ужибла, жумно, ложадь.
«Хозяйка бренесла утятам корм. друг брелетела стреказа и утята избугались а храбрый Алёша брогнал стреказу..»

Замена гласных букв, звуки которых произносятся с участием губ: О – У, Ё – Ю: клёква, лёбит, замюрз, тюплый.

Смешение согласных, образованных одинаковым образом, например, задненёбные согласные: К -Х: черёмука, колгоз, хороховый за голмом.

Смешение сонорных согласных Р – Л, Й – ЛЬ: крюч, смерый, провелят.

Смешение свистящих - шипящих Ж – З, Ш- С
«.. Улетели птицы на юг ласточки и зуравли..»


Аффрикаты - звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами или компонентами, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.): типлёнок, сыплёнок, чиплёнок…

Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет), «писмо», «лубит», «больит» , лёбит (любит) и т.д.
«.. Мы лубим гулат по лесу. Вот бежит пос...»
Надо только выучиться ждать,
Надо быть спокойным и упрямым.

Ведьмежонок
 
Автор темы

Сообщение №3

Сообщение Ведьмежонок » 20 ноя 2014, 01:05

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Наиболее распространенный тип дисграфии. Причина - недостаточно сформированные навыки звукобуквенного анализа, что приводит к пропускам, заменам, перестановкам букв и слогов - это часто встречающиеся ошибки. Младший школьник не вычленяет на слух гласные или определённые согласные звуки, либо целые слоги. Это приводит к искажению и упрощению структуры слова: лягушка-«гука» , раскрасила – раскала», «банки" пишется как «бнки», «стчат-стучат», «праздник»-«пазнк» , «волк» –«вк»
Также отмечаются
- недописывание слов;
- написание лишних букв в слове;
- повторение букв и (или) слогов;
- контоминация - когда в слове встречаются слоги из разных слов. Например, "крабочки" — крабовые палочки;
- персеверации (застревание): “За зомом росла мамина” (За домом росла малина);
- антиципации (предвосхищение, упреждение): “Дод небом лолубым” (Под небом голубым).

Приведу пример, в представленном ниже фрагменте диктанта присутствуют:
- пропуски гласных и согласных букв: «зимий », «Ванша»;
- недописывание слова «строи» вместо «строит»; «гуля» вместо «гуляют»;
- перестановки букв «горук» вместо «горку»
- контаминация – в одном слове слоги разных слов «детют».
Имеем: «... Зимй дн. У дом гуля детют дети. Ванша строи горк...»

При этом виде дисграфии могут отмечаться и ошибки на уровне слова, словосочетания, предложения.

Ошибки на уровне слова, выражаются в:
- смещении границ слова и разрыв одного из них: «у де дмороза - у деда мороза», «врекепе тя - в реке Петя»;
- слиянии слов, провоцируемое наличием одноимённой буквы в составе смежных слов. Как правило, пропускаются части первого слова: «каждень –каждый день», «куршит –куст шуршит», «былето – было лето»

Ошибки на уровне словосочетания и предложения - слитное написание с предлогом, раздельно написание с приставкой.

Ошибки на уровне предложения заключаются в отсутствии обозначения границ предложений - начало предложения пишут с прописной буквы и в конце не ставят точек: « налугу паслось стадокоз пастух заснул волк под крался исхватил одну»
Надо только выучиться ждать,
Надо быть спокойным и упрямым.

Ведьмежонок
 
Автор темы

Сообщение №4

Сообщение Ведьмежонок » 20 ноя 2014, 01:06

4. Аграмматическая дисграфия.
Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет вопреки правилам грамматики: «красивый сумка», «веселые день». Обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, приступает к изучению грамматических правил и начинает испытывать большие трудности в овладении правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.
Надо только выучиться ждать,
Надо быть спокойным и упрямым.

Ведьмежонок
 
Автор темы

Сообщение №5

Сообщение Ведьмежонок » 20 ноя 2014, 01:11

5. Оптическая дисграфия.
В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и ш ц щ; б в; д у (речь сейчас идет о письменных буквах!)

Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме. Тогда мы увидим на письме такие ошибки:
- недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М, Х вместо Ж и т.д.;
- смешение букв по оптическому сходству: б – д; п – т; Е – З; а – о; д – у и т.д.
- добавление лишних элементов;
- пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;
- зеркальное написание букв.

Бывает, что написание изолированных букв сохранно, а зрительный образ слова формируется с большим трудом и ребёнок пишет слова с грубыми ошибками.
Варианты:
О-а (в ударной позиции): лондыш, ураки, сасны, брота, поймол, лопта, ворила;

б-д : людит, рыдоловы, убача;

И-у: прурода, миха, на береги, криглый, во льди;

п-т: вытал, пемно, атель, шатка;

х-ж: поймал еха, можнатый, нажодка;

г-р: гаки, ролова, ролод, гастался.

Пример смешения строчных букв «п» - «т», «у» - «и» при написании фразы:
«..В сосне дипла кто живет? В гнезде стит рыжий зверёк...»


Отмечу еще раз - все ошибки, которые можно отнести к дисграфии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если ваш ребенок допускает подобные ошибки, но они единичны, то причины надо искать в другом. Не являются дисграфическими ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил.
Надо только выучиться ждать,
Надо быть спокойным и упрямым.

Ведьмежонок
 
Автор темы

Сообщение №6

Сообщение Ведьмежонок » 20 ноя 2014, 01:13

Я пыталась сделать текст удобоваримым, но от терминологии никуда не денешься, а давать объяснения в тексте слишком громоздко, он и так :catch: Поэтому спрашивайте всё, что неясно :4u:
А для облегчения восприятия ниже будет несколько таблиц.
Надо только выучиться ждать,
Надо быть спокойным и упрямым.

Ведьмежонок
 
Автор темы

Сообщение №7

Сообщение Ведьмежонок » 20 ноя 2014, 01:17

Таблицы вот с этого замечательного сайта, который я всем рекомендую
http://logoped18.ru/logopedist/logoped-o-vidakh-disgrafii-pri-usvoyenii-grammaticheskikh-pravil.php
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Надо только выучиться ждать,
Надо быть спокойным и упрямым.

Ведьмежонок
 
Автор темы

Сообщение №8

Сообщение Ведьмежонок » 20 ноя 2014, 01:17

Акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфия
При анализе эти два вида можно объединить, т. к. на письме оба они проявляются в заменах одних и тех же букв, соответствующих акустически и артикуляторно близким звукам.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Надо только выучиться ждать,
Надо быть спокойным и упрямым.

Ведьмежонок
 
Автор темы

Сообщение №9

Сообщение Осенняя Прохлада » 20 ноя 2014, 01:20

Ведьмежонок писал(а) on 20 ноя 2014, 01:13 [?]Я пыталась сделать текст удобоваримым, но от терминологии никуда не денешься, а давать объяснения в тексте слишком громоздко, он и так Поэтому спрашивайте всё, что неясно
А для облегчения восприятия ниже будет несколько таблиц.

Да... Я надеялась, что по списку либо отмету дисграфию, либо стразу пойму, что надо логопеда искать. Но теперь вижу, что мне нужно взять все тетрадки школьные, а также все блокнотики (доча прям любит писать сама и все с ошибочками), и анализировать-анализировать-анализировать... Но очень важно иметь такую выжимку. Она многим поможет.

Осенняя Прохлада
 

Сообщение №10

Сообщение Ведьмежонок » 20 ноя 2014, 01:20

И вот такая табличка для учителей
отсюда
http://www.twirpx.com/file/770007/

Прикрепляю скачанную
tablica_analiz_pisma_uchashihsya.doc
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Надо только выучиться ждать,
Надо быть спокойным и упрямым.

Ведьмежонок
 
Автор темы

Сообщение №11

Сообщение Ведьмежонок » 20 ноя 2014, 01:22

Осенняя Прохлада писал(а) on 20 ноя 2014, 01:20 [?] Я надеялась, что по списку либо отмету дисграфию, либо стразу пойму

Так не умеют даже специалисты :)
Они сначала смотрят тетради, причем за разные четверти и высказывают предположение. Потом начинают заниматься... и через месяц-два вам смогут точно сказать заключение.
Надо только выучиться ждать,
Надо быть спокойным и упрямым.

Ведьмежонок
 
Автор темы

Сообщение №12

Сообщение Ведьмежонок » 20 ноя 2014, 01:25

Ведьмежонок писал(а) on 20 ноя 2014, 00:52 [?]Маркером для нас может послужить следующее - при дисграфии ошибки наблюдаются в сильной фонетической позиции. Дети пишут «корофа» вместо «корова», «дм» вместо «дым». Обычные орфографические ошибки наблюдаются только в слабой позиции («расток» вместо «росток»). Я люблю приводить родителям такой пример: если ребёнок пишет вместо «гриб» – «грип», то это орфография. А если он вместо «грибы» пишет «грипы» – то это дисграфия.

Вот здесь надо насторожиться и сходить к логопеду. Оптимально именно это :4u: А некоторые признаки "наличия" дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза могут быть симптомом нарушения концентрации внимания, снижения работоспособности.
Надо только выучиться ждать,
Надо быть спокойным и упрямым.

Ведьмежонок
 
Автор темы

Сообщение №13

Сообщение Осенняя Прохлада » 20 ноя 2014, 01:26

Ведьмежонок писал(а) on 20 ноя 2014, 01:22 [?]Так не умеют даже специалисты

:crazy: Вот правильно же мне говорят, что я считаю себя самой умной, но что это при этом не так. Но направление-таки верно определяю :rofl:

Осенняя Прохлада
 

Сообщение №14

Сообщение Ведьмежонок » 20 ноя 2014, 01:28

Осенняя Прохлада писал(а) on 20 ноя 2014, 01:26 [?]Но направление-таки верно определяю

Штурман :)
Надо только выучиться ждать,
Надо быть спокойным и упрямым.

Ведьмежонок
 
Автор темы

Сообщение №15

Сообщение Осенняя Прохлада » 20 ноя 2014, 01:34

Ведьмежонок, огромное, еще раз, тебе спасибо! Такой простор для анализа!
Начну постепенно вникать...

Осенняя Прохлада
 

Сообщение №16

Сообщение Ведьмежонок » 20 ноя 2014, 01:38

Осенняя Прохлада писал(а) on 20 ноя 2014, 01:34 [?]Ведьмежонок, огромное, еще раз, тебе спасибо!
Пожалуйста. Но он все равно получился слишком сложный, не получается без терминов. Так что лучше посмотреть таблички, а текст для особо настырных :)

Ну и вопросы в стиле: "А вот это чё тут за непонятная хрень написана?" приветствуются :p
Надо только выучиться ждать,
Надо быть спокойным и упрямым.

Ведьмежонок
 
Автор темы

Сообщение №17

Сообщение Осенняя Прохлада » 20 ноя 2014, 02:07

Вопрос первый. Если у ребенка регулярно, но не всегда, попадаются по 2-3 слова, написанные подряд, без пробелов?

Осенняя Прохлада
 

Сообщение №18

Сообщение Ведьмежонок » 20 ноя 2014, 02:21

Осенняя Прохлада писал(а) on 20 ноя 2014, 02:07 [?]Если у ребенка регулярно, но не всегда, попадаются по 2-3 слова, написанные подряд, без пробелов?

И всё? А класс какой?
ИМХО если кроме этого ничего больше нет и это 1-2 класс, то это могут быть издержки усвоения письма. Просто процесс обучения. Хотя ставить диагнозы по интернету - сами понимаете.

Там тренировки, насколько я знаю (я дошкольник все же), такие:
Нарисовать схему предложения.
Назвать первое слово, второе, третье.
Ответить на вопросы к предложению: "Кошка пьет молоко" (Кто пьет молоко? Что пьет кошка? Что кошка делает?)
Назвать предложение. Назвать слово. Разделить слова на слоги. Снова назвать редложение (как бы анализ и синтез):
Кошка пьет молоко. Первое слово кошка - кош-ка (первый слог -кош, второй - ка), второе слово пьет (1 слог), третье слово молоко (мо-ло-ко). Кошка пьет молоко.
Это лучше графически в тетради проделывать.
Записать предложение.

Думаю, что если сложностей не вызовет такое задание, то у ребенка слияние слов просто из-за невнимательности.
Надо только выучиться ждать,
Надо быть спокойным и упрямым.

Ведьмежонок
 
Автор темы

Сообщение №19

Сообщение Анчутка » 20 ноя 2014, 06:03

Наш логопед мне сказала, что путаница предлогов и приставок тоже к дисграфии относиться.

Анчутка
 

Сообщение №20

Сообщение Лисица » 20 ноя 2014, 08:21

Лен, спасибо большое за тему :flower:

Мой, например, путал ш-щ, и-у, не ставил точки, не дописывал слова, залезал на поля, букву з вообще понял, как писать, только в 3 классе. После занятий со специалистами это ушло. Осталось только: очень не разборчивай почерк, неровные слова (буквы танцуют). Ошибок много делает, но это уже не знание правил.
Как легко обидеть человека!
Взял и бросил фразу злее перца…
А потом порой не хватит века
Чтоб вернуть обиженное сердце…

(Асадов Эдуард Аркадьевич)

Лисица
 

Сообщение №21

Сообщение Руля » 20 ноя 2014, 09:27

Ой, спасибо, спасибо, спасибо!!!
У моего четко получается оптическая дисграфия. :cry: Вот прям по всем признакам четко.
Лен, а какая хуже всего поддается коррекции? Реально ли справиться с дисграфией полностью?

Если первоклассница в целом пишет нормально, но иногда при списывании с учебника пропускает буквы - это что? При этом она тут же сама это замечает и исправляет.
И еще вопрос. Учительница обратила мое внимание на то, что дочь периодически обводит буквы дважды. Получается неаккуратно. Это признак дисграфии? Сама объясняет это желанием улучшить написанную не очень правильно букву.

Руля
 

Сообщение №22

Сообщение Руля » 20 ноя 2014, 09:30

И что такое зрительно-пространственная сфера? Мне на одном тестировании сказала психолог, что у сына не развито пространственное мышление.

Руля
 

Сообщение №23

Сообщение Анчутка » 20 ноя 2014, 09:32

Руля писал(а) on 20 ноя 2014, 09:30 [?]не на одном тестировании сказала психолог, что у сына не развито пространственное мышление.

отсюда проблемы с геометрией

Анчутка
 

Сообщение №24

Сообщение Руля » 20 ноя 2014, 09:34

ГалинаТ, я понимаю. Я сама точно такая же. У меня с этим плохо.

Руля
 

Сообщение №25

Сообщение zayka » 20 ноя 2014, 11:04

Девочки, а если деть упорно пишет слова вместе? Ну, существительные-глаголы раздельно мы уже осилили, хотя еще изредка встречается, а вот предлоги с местоимениями исключительно слитно: сним, немоя и т.д.
Это тож дисграфия?
Бессмысленно осмысливать смысл неосмысленными мыслями!

zayka
 

След.

Вернуться в Консультация логопеда

  • Последние обсуждения

Кто сейчас на конференции

Сейчас эту тему просматривают: ClaudeBot [Bot] и гости: 0

При полном или частичном использовании материалов данного форума обязательна активная прямая ссылка.
Uptime по данным Ping-Admin.Ru - сервиса мониторинга доступности сайтов Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика
Права на часть смайликов принадлежит порталу http://www.kolobok.wrg.ru
Прокрутить вверх
Прокрутить вниз