Католическая культура для тех, кому интересноМодератор: zayka
Сообщений: 34
• Страница 2 из 2 • 1, 2
Сообщение №26
Латинский крест (лат. crux ordinaria), также называемый длинный крест, крест Распятия, крест Запада, крест Жизни, крест Страдания (лат. crux immissa) — четырёхконечный крест, у которого вертикальная перекладина (лат. staticulum) длиннее горизонтальной (лат. patibulum), которая расположена выше середины вертикальной и делится ею пополам. Наиболее распространённый христианский символ в мире. Он является преобладающим в католичестве, где этот вид креста считается реальной формой креста, на котором был распят Иисус Христос. Кроме того, три коротких конца могут представляться как три лица Троицы, а длинный конец — единичность Бога. Крест с фигурой Иисуса называют Распятие и используют как декоративный элемент украшения стен. Часто католические церкви имеют форму латинского креста: основной неф представляет собой вертикальную перекладину креста, а поперечный неф (трансепт) — горизонтальную. Крест свято́го Петра́ (также известный как перевёрнутый крест) — обычный латинский крест (изображённый в соответствии с римско-католической традицией), перевёрнутый на 180°. Крест святого Петра с IV века является одним из символов святого Петра, который, по церковному преданию, был распят головой вниз в 67 году н. э. во время правления в Риме императора Нерона. Происхождение данного символа связывается с церковным преданием о том, что апостол Пётр был распят на кресте вниз головой по своей собственной просьбе, поскольку считал себя недостойным умереть той же смертью, какой умер Иисус Христос. В связи с тем, что Пётр считается основателем Католической церкви, данный символ изображён на троне Папы Римского. Распятие (от латинского cruci fixus, что означает "(один) прикрепленный к кресту") - это крест с изображением Иисуса на нем, в отличие от голого креста. Изображение самого Иисуса на кресте в английском языке называется corpus (по-латыни "тело"). Распятие является основным символом для многих групп христиан и одной из наиболее распространенных форм распятия в искусстве. Оно особенно важно в католической церкви, но также используется в Восточной православной церкви, большинстве Восточных православных церквей (за исключением Армянской и Сирийской церквей), лютеранстве, моравианстве и англиканстве. Этот символ менее распространен в церквях других протестантских деноминаций, а также в Ассирийской церкви Востока и Армянской Апостольской церкви, которые предпочитают использовать крест без фигуры Иисуса (корпус). Распятие подчеркивает жертву Иисуса — его смерть через распятие, которая, по мнению христиан, привела к искуплению человечества. На большинстве распятий Иисус изображен на латинском кресте, а не в какой-либо другой форме, такой как Тау-крест или коптский крест. Тау-крест. Коптский крест. Римские католики рассматривают распятие как совершенное воплощение того, что подразумевается змеем, созданным Моисеем в Числах 21:8-9, называемым Нехуштан. Было обещано, что те грешники, которые взглянут на Нехуштан, будут исцелены. Раздел чисел о Нехуштане является одним из чтений о Воздвижении Креста, которое происходит 14 сентября в Римско-католической церкви. Оно сочетается с Евангелием от Иоанна 3:14-15. Добавлено спустя 1 минуту 14 секунд: Взятые вместе, эти показания объясняют поразительное положение большого распятия спереди и по центру, обычно устанавливаемого над католическим алтарем или позади него. Западные распятия обычно имеют трехмерный корпус, но в восточном православии тело Иисуса обычно изображается на кресте или в низком рельефе. Строго говоря, чтобы быть распятием, крест должен быть трехмерным, но это различие соблюдается не всегда. Вся картина, изображающая распятие Иисуса, включая пейзажный фон и другие фигуры, также не является распятием. Большие распятия, расположенные высоко по центральной оси церкви, известны под староанглийским термином rood. К позднему средневековью они были почти универсальным атрибутом западных церквей, но сейчас они очень редки. Современные римско-католические церкви и многие лютеранские церкви часто имеют распятие над алтарем на стене; для проведения мессы римский обряд католической церкви требует, чтобы "на алтаре или рядом с ним находился крест с изображением распятого Христа". Стандартное четырехконечное латинское распятие состоит из вертикального столба или перекладин и единственной перемычки, к которой были прибиты руки страдальца. Также может быть короткая выступающая табличка с названием, на которой изображены буквы INRI (греческое: INBI). Русское православное распятие обычно имеет дополнительную третью перекладину, к которой прибиты ножки, и которая направлена углом вверх к кающемуся разбойнику Святому Дисмасу (слева от зрителя) и вниз к нераскаявшемуся разбойнику Гестасу (справа от зрителя). Собрание восточных распятий обычно представляет собой двумерную или барельефную икону, на которой Иисус изображен уже мертвым, с умиротворенным и мрачным лицом. Они редко представляют собой трехмерные фигуры, как в западной традиции, хотя их можно встретить там, где сильно западное влияние, но чаще всего представляют собой иконы, написанные на куске дерева такой формы, чтобы на нем был изображен крест с двойной перекладиной и, возможно, край бедер Христа и нимб, без фона. Другие скульптурные маленькие распятия с металлическим рельефом также используются в православии (см. Примеры из галереи), в том числе в качестве наперсных крестов и благословляющих крестов. На западных распятиях Христос может быть изображен живым или мертвым, наличие раны от копья в его ребрах традиционно указывает на то, что он мертв. В любом случае на его лице очень часто видны его страдания. В восточной православной традиции его обычно изображают мертвым примерно с конца периода византийского иконоборчества. На восточных распятиях две ноги Иисуса прибиты рядом, а не скрещены одна над другой, как на западных распятиях, изображенных примерно с 13 века. Терновый венец также обычно отсутствует на восточных распятиях, поскольку акцент делается не на страданиях Христа, а на его победе над грехом и смертью. Положение тела Иисуса на кресте в форме буквы "S" является византийским нововведением конца 10 века, хотя также встречается на немецком Геро-кресте того же времени. Вероятно, в большей степени под влиянием Византии, оно распространилось в других частях Запада, особенно в Италию, в романский период, хотя оно было более распространено в живописи, чем скульптурные распятия. Именно в Италии был сделан акцент на страданиях Иисуса и реалистичных деталях в ходе процесса общей гуманизации Христа, поддерживаемого орденом францисканцев. В 13 веке страдающая итальянская модель (Christus patiens) одержала победу над традиционной византийской моделью (Christus gloriosus) в любой точке Европы, в том числе благодаря работам таких художников, как Джунта Пизано и Чимабуэ. Со времен Ренессанса буква "S", как правило, гораздо менее выражена. На крестах для благословения восточных христиан часто с одной стороны изображается Распятие, а с другой - Воскресение, что иллюстрирует понимание восточно-православной теологии Распятия и Воскресения как двух тесно связанных аспектов одного и того же акта спасения. Другое, символическое, изображение показывает торжествующего Христа (латинское: Christus triumphans), облаченного в мантии, а не раздетого, как для его казни, с поднятыми руками, которые, кажется, поднимаются с креста, иногда сопровождаемые "лучами света" или ореолом, окружающим его тело. Он может быть облачен как пророк, коронован как король и облачен в палантин как Великий первосвященник. На некоторых крестах череп и скрещенные кости показаны ниже корпуса, ссылаясь на Голгофу (Голгофа), на сайте на котором был распят Иисус, который в Евангелиях, означает по-еврейски "место черепа".[а] средневековая традиция постановил, что это было захоронение Адама и Евы, и что Крест Христов был поднят прямо над череп Адама, поэтому многие кресты изготовлены в католических странах до сих пор показывают, череп и скрещенные кости под корпус. Были построены очень большие распятия, самым большим из которых является Крест в лесу в Мичигане со статуей высотой 31 фут (9,4 м). В ранней Церкви многие христиане вешали крест на восточной стене своего дома, чтобы указать направление молитвы на восток. Молитва перед распятием, которая рассматривается как таинство, часто является частью поклонения для христиан, особенно тех, кто молится в церкви, а также частным образом. Человек может сидеть, стоять или преклонять колени перед распятием, иногда глядя на него в созерцании, или просто перед ним со склоненной головой или закрытыми глазами. В средние века маленькие распятия, обычно висевшие на стене, стали обычным явлением в личных кельях или жилых помещениях сначала монахов, затем всего духовенства, за которыми последовали дома мирян, распространяясь с верхушки общества, поскольку они стали достаточно дешевыми, чтобы их мог позволить себе средний человек. В большинстве городов было установлено большое распятие в качестве памятника или какой-либо другой святыни на перекрестках городов. Опираясь на древний обычай, многие католики, лютеране и англикане вешают распятие в своих домах, а также используют распятие в качестве центральной точки домашнего алтаря. Богатые возводили собственные часовни, поскольку могли себе это позволить. Католики (как восточные, так и западные), восточно-православные, восточноправославные, англикане и лютеране христиане обычно используют распятие в публичных религиозных службах. Они считают, что использование распятия соответствует утверждению апостола Павла в 1-м послании к Коринфянам: "мы проповедуем Христа распятого, который является камнем преткновения для иудеев и безумием для язычников, но для призванных, как иудеев, так и греков, Христос - сила Божья и мудрость Божья". На Западе алтарные кресты и кресты для процессий стали использоваться в качестве распятий в 11 веке, которые стали распространенными примерно в 14 веке, поскольку они стали дешевле. Римский обряд требует, чтобы "либо на алтаре, либо рядом с ним находился крест с фигурой распятого на нем Христа, крест, хорошо видимый собравшимся людям. Желательно, чтобы такой крест оставался рядом с алтарем даже вне литургических торжеств, чтобы напоминать верующим о спасительных страстях Господних". Требование о запрестольном кресте также упоминалось в изданиях Римского миссала, изданных до 1970 года, хотя и не в оригинальном римском миссале папы Пия V 1570 года. В обряде похорон говорится, что Евангелие, Библия или крест (который обычно находится в форма распятия) может быть помещен на гроб для Заупокойной мессы, но второй стоячий крест не должен устанавливаться рядом с гробом, если алтарный крест легко виден из церкви. У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении. Те, кто заперт в Храме Забвения, исчезают неслышно как призраки, растворяясь немым отражением в зеркалах сожалеющих изредка. ©
![]()
Сообщение №27
Кто такой министрант?
Министра́нт (лат. Ministrans, помощник, прислуживающий) — в латинском обряде Католической церкви мирянин (обычно юноша), прислуживающий священнику во время мессы и иных богослужений. В лютеранстве: помощник пастора, выполняющий функции, аналогичные обязанностям католического министранта. Термин «министрант» соответствует термину «алтарник» в византийском обряде. Обязанности Зажигать свечи в храме Разжигать пасхальный костёр перед началом Пасхальной литургии Приносить вино и хлеб для евхаристии на алтарь перед началом евхаристической литургии Возглавлять крестный ход Исполнять прочие обязанности чтеца или аколита Он обязан заботиться о литургических книгах и богослужебной утвари. Министранты звонят в колокольчик и зажигают свечи на алтаре и в пресвитерии. Если литургия совершается епископом, министрант (в отсутствие диакона) подаёт и принимает от епископа митру и епископский жезл. Министрант также может читать первое и второе чтение Литургии Слова (Ветхий Завет и Апостол), в то время как Евангельское чтение всегда произносит священник. Во время Евангельского чтения один или несколько министрантов стоят с зажжёнными свечами перед амвоном, с которого читается Евангелие. Литургическим одеянием министранта может выступать как альба, так и комжа. Во время мессы министранты располагаются в пресвитерии. Согласно Кодексу канонического права 1983 года обязанности министранта может исполнять любой католик-мирянин, что вызвало к жизни споры о том, могут ли исполнять эти функции женщины. По разъяснению Конгрегации богослужения и таинств Святой Престол рекомендует сохранять традицию министрантского служения за мужчинами, а вопрос о допустимости привлечения женщин сохраняется за Епископской конференцией той или иной страны. В России и в большинстве восточноевропейских стран к служению министранта допускаются только мужчины. В Германии служение женщин-министрантов разрешено. Ранее в Католической церкви обязанности министранта исполняли люди, посвящённые в малые чины, а именно аколиты, чтецы, экзорцисты и остиарии. В 1570 году папа Пий V установил запрет на участие женщин в литургическом служении, однако разрешил прислуживать священнику мирянам мужского пола, не посвящённым в малые чины. Второй Ватиканский собор в конституции Sacrosanctum Concilium определил служение министранта как одну из литургических функций. Последующая отмена понятия «малые чины», а также чинов экзорциста и остиария, привела к перераспределению литургических функций между аколитами, чтецами и министрантами, не посвящёнными в церковнослужители. У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении. Те, кто заперт в Храме Забвения, исчезают неслышно как призраки, растворяясь немым отражением в зеркалах сожалеющих изредка. ©
![]()
Сообщение №28
Орган История органа уходит корнями в III тысячелетие до н. э. , когда мастер из Александрии Ктесибий изобрел некое «орудие» , «машину» — именно так переводится с древнегреческого слово «орган» . Зародыш органа можно видеть во флейте Пана (Syrinx), а также в волынке (Sackpfeite),евреи применяли при богослужениях род органа — магрефа; у греков было тоже нечто вроде органа (Hydraulikon). У римлян был комнатный орган (Hydraulis). Изображение этого инструмента имеется на одной монете или жетоне времен Нерона. Орган древнего мира имел и другое название — «гидравлос» , то есть водяной орган, так как подача воздуха в трубы осуществлялась при помощи воды, которая регулировала давление воздуха. В уникальном исследовании французского органиста Жана Перро «L"orgue. De ses origines hellenistiques a la fin du XIII siecle» можно найти подробное описание этого процесса. В VII столетии вердиктом папы римского Виталиана орган был допущен в католическую церковь. И сегодня органная музыка в католических странах звучит в основном не в концертных залах, а в храмах, где находятся лучшие инструменты. «Труба Господня» («Ancilla Domini»), «Господня Дева» («des Неrrn Magd») — эти определения говорят о роли органа в католическом богослужении. В VIII столетии Византия славилась своими органами. Византийский император Константин Копроним (рьяный борец с иконописью) прислал в подарок королю франков Пипину Короткому (отцу Карла Великого) большой орган. У короля франков не было роскошного дворца, как у Константина, и Пипин приказал установить орган в церкви. Карл Великий велел скопировать византийский орган для церквей Ахена, Вормса, Парижа. Спустя века конструкция усовершенствуется: вместо воды внутри корпуса помещали два вида мехов — генераторы и регуляторы. Считается, что усовершенствование органа предприняли византийские мастера. Во всяком случае, описания пневматического органа мы находим у целого ряда авторов раннего Средневековья - у Юлиана Отступника (IV век н. э. ) , у св. Иеронима (конец IV - начало V века н. э. ) , а самое раннее изображение сохранилось на барельефе обелиска Феодосия Великого в Константинопольском императорском дворце (IV век н. э. ) . Эти авторы свидетельствуют, что у этого инструмента был красивый звук, клавиши легко отвечали при нажатии, что давало возможность исполнять подвижную музыку. Органист играл стоя, как на гидравлосе. Искусство строить органы развилось и в Италии, откуда в IX ст. они выписывались во Францию. Позднее это искусство развилось в Германии. Наибольшее и повсеместное распространение орган начинает получать в XIV ст. В 1470 г. немец Бернгардт в Венеции ввел в орган педаль, то есть клавиатуру для ног. Старинные органы, в сравнении с современными, были грубой работы; ручная клавиатура, например, состояла из клавиш шириной от 5 до 7 дм. Расстояние между клавишами было в полдюйма. Ударяли по клавишам не пальцами, как теперь, а кулаками. В XVI и XVII ст. уменьшены клавиши и увеличено число трубок. Орган - инструмент с «постоянным местом жительства» : чаще всего он строится для конкретного помещения. Мы знаем, что у скрипки корпус является резонатором, усиливающим и облагораживающим звучание струн. У органа эту функцию выполняет пространство, в котором он находится и с которым составляет единое звуковое целое. На звучание труб влияет также их форма. Открытые трубы дают ясный звук, закрытые - приглушенный. Расширяющиеся к верхней части трубы усиливают звук, а сужающиеся — создают таинственные тембры. У широких труб звук мягче, а у труб с небольшим диаметром он интенсивный и напряженный. На картине Мастера алтаря св. Бартоломео изображен орган-портатив (от лат. portare - нести) . Это инструмент с двумя рядами маленьких трубок, на котором играют одной правой рукой, в то время как левой рукой качают мехи, расположенные сзади инструмента. На данной картине мехи органа качает ангел. У такого инструмента не было возможности накапливать воздух, и потому играть можно было только пока накачиваются мехи. Он широко использовался в светской музыке с XII по XVI столетие. На знаменитом Гентском алтаре братьев Хуберта и Яна ван Эйков один из ангелов музицирует на органе-позитиве. Орган-позитив - сравнительно небольшой инструмент, который можно переносить с места на место и ставить либо на пол (positif a pied), либо на стол (positif de table). На Гентском алтаре, где изображен напольный позитив, видна даже специальная ручка для переноса инструмента. Играя на органе-портативе только одной рукой, органист мог воспроизводить лишь самую простую фактуру, главным образом одноголосие, то есть играть одну мелодию. Другое дело орган-позитив. При игре на нем уже требовался специальный «качальщик» мехов - калькант. В период позднего Возрождения и в эпоху барокко органостроение в западной Европе приобрело невиданный размах. В Италии XVI—XVII веков наиболее известной была династия органостроителей Антеньяти[it]. В последней четверти XVII и в начале XVIII веков около 150 органов создал или реконструировал легендарный органный мастер Арп Шнитгер (1648—1719), который работал преимущественно в Северной Германии и Нидерландах. Выдающийся вклад в немецкое органостроение внесла династия Зильберманов, их главные мастерские находились в Саксонии и Эльзасе. Расцвет деятельности Зильберманов пришёлся на XVIII век. Композиторы того же периода, которые успешно писали для органа, нередко выступали в качестве консультантов по настройке инструмента (А. Банкьери, Дж. Фрескобальди, И. С. Бах). Такую же функцию выполняли теоретики музыки (Н. Вичентино, М. Преториус, И. Г. Нейдхардт), а некоторые из них (как, например, А. Веркмейстер) выступали даже в качестве официальных экспертов в «приёмке» нового или отреставрированного инструмента. В XIX веке благодаря, прежде всего, деятельности французского органного мастера Аристида Кавайе-Коля, который задался целью конструировать органы именно таким образом, чтобы они своим мощным и богатым звучанием могли соперничать со звучанием целого симфонического оркестра, стали возникать инструменты ранее небывалого масштаба и мощности звучания, которые иногда называют симфоническими органами. У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении. Те, кто заперт в Храме Забвения, исчезают неслышно как призраки, растворяясь немым отражением в зеркалах сожалеющих изредка. ©
![]()
Сообщение №29
Адорация (поклонение Святым Дарам) — в Католической церкви разновидность внелитургического почитания Святых Даров, освящённых в ходе Евхаристии. Как правило имеет форму выставления Святых Даров на алтарь в специальном сосуде — монстрации, варианте дароносицы, и проведения специального богослужения; либо частной молитвы верующих перед выставленными Дарами. Монстра́нция, монстранц (фр. monstrance, от лат. monstrare, итал. mostrare) — показывать, демонстрировать) — в Католической церкви разновидность реликвария, предназначенного для адорации — внелитургического почитания Святых Даров, освящённых в ходе Евхаристии. Наряду с термином «монстранция» употребляется термин остенсориум (лат. ostensorium, от лат. ostendere — открывать, выставлять). Название «оstensorium», согласно тексту «Католической энциклопедии», означает «в соответствии с его этимологией, сосуд, предназначенный для удобной демонстрации какого-либо объекта благочестия. И название ostensorium, и родственное ему слово monstrance (monstrancia), первоначально применялись ко всем видам сосудов ювелирных или серебряных дел мастеров, в которых стекло или горный хрусталь использовались таким образом, чтобы можно было легко различить их содержимое». Позднейшее употребление «ограничивает оба термина сосудами, предназначенными для демонстрации Святого Причастия, и только в этом смысле мы ныне используем слово остенсориум». В отношении небольших сосудов и переносных жертвенников, предназначенных для приема Евхаристии, в Средневековье использовали название «мельхиседек» (фр. melchisédechs, связанное с библейским описанием приношения Мелхиседека Аврааму. На языке старых литургических руководств остенсориумы называли также табернаклями (лат. tabernaculum — палатка, будка, шатёр), именно под таким названием подобные реликварии получили особое благословение в «Pontificale Romanum». Используются и другие обозначения, из которых наиболее распространено кустодия (лат. custodia — охрана, охранение) — ёмкость для святых мощей, в новейшее время чаще в виде нагрудной подвески. В Шотландии до Реформации остенсориум обычно называли «евхаристией», в Англии — «монстралом» (англ. monstral). Происхождение монстранцев восходит к XIII веку, времени основания Праздника Тела и Крови Христовых — «Корпус Кристи» (лат. Corpus Christi — Тело Христово) и связанных с праздником процессий со Святыми Дарами. Торжественное шествие учредил папа Иоанн XXII в 1318 году. Тридентский собор (1545—1563) подтвердил эту практику, рассматривая её как публичное исповедание веры в реальное присутствие Христа в Евхаристии. Использование монстранцев в соборах и шествиях достигло своего пика в XIV и XV веках, особенно во Фландрии и Германии. Обряд адорации начинается с выставления гостии в монстранции на алтарь храма. Клирики и прихожане в это время преклоняют колени. Выставление сопровождается песнопениями, посвящёнными Евхаристии — чаще всего в начале адорации поётся O salutaris hostia, а в конце — Tantum ergo. После выставления Святых Даров присутствующие на богослужении молятся либо в безмолвии, либо произнося вслух определённые молитвы. Поклонение Святым Дарам завершается благословением, когда священник благословляет коленопреклонённых верующих. В знак почитания Святых Даров священник или диакон, переносящий монстранцию в ходе адорации, держит её не голыми руками, а через края наплечного плата (гумерала). После завершения обряда поклонения Святым Дарам гостия извлекается из монстранции и помещается в храмовую дарохранительницу. Обряд адорации возник в Западной Европе в начале XIII века. Учительство Церкви в Средние века поощряло поклонение Святым Дарам, как видимый знак веры в реальное пресуществление. Одним из первых исторически засвидетельствованным фактом адорации было поклонение Дарам в 1226 году в Авиньоне, как благодарность Богу за победу над альбигойцами. В 1264 году в литургический календарь Католической церкви был включён праздник Тела и Крови Христовых, центральным элементом которого впоследствии стала процессия с дароносицей вне храма. Данный праздник в значительной мере способствовал развитию внелитургического поклонения Святым Дарам. Повсеместный характер во всей Западной церкви адорации приобрели в XV веке, а в XVI—XVII веках обряд адорации приобрёл более или менее фиксированную форму. Традиционно адорации совершались отдельно от мессы, примыкая либо к вечерне, либо к различным внелитургическим богослужениям, таким как храмовые литании, Крестный путь и т. д. Особое значение всегда имело поклонение Дарам после Мессы воспоминания Тайной Вечери, совершающейся в Великий четверг, которая завершается переносом дароносицы в боковой придел храма (т. н. «темницу»), символизирующим арест и заключение под стражу Иисуса Христа. После окончания мессы совершается поклонение Святым Дарам перед алтарём этой боковой часовни. Поклонение Святым Дарам также совершается верующими в индивидуальном порядке на всём протяжении дня Великой субботы. В некоторых странах, включая Россию, появилась традиция периодически проводить адорацию непосредственно после мессы, особенно в праздники. Развитие культа поклонения Христу в евхаристических дарах привело к появлению в Католической церкви особых часовен, именуемых «часовни непрерывного поклонения». Такие часовни могут быть обустроены при церквях, монастырях или в отдельном помещении в здании нецерковного характера. В часовнях непрерывного поклонения никогда не совершается литургия, но Святые Дары выставлены для поклонения круглые сутки. В 1973 году Конгрегация богослужения и дисциплины таинств выпустила Римский требник, в котором содержится специальный раздел «О святом причащении и культе евхаристической тайны вне мессы», где в числе прочего приведены рекомендации по проведению поклонения Святым Дарам. Указания по проведению поклонения Святым Дарам приведены также в Кодексе канонического права. [ У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении. Те, кто заперт в Храме Забвения, исчезают неслышно как призраки, растворяясь немым отражением в зеркалах сожалеющих изредка. ©
![]()
Сообщение №30
Диакон и его облачение
Диа́кон (через церк.-слав. диꙗконъ, от м. р. и ж. р. др.-греч. διάκονος — «слуга»), также разг. дьяк, дья́кон, уменьш.-ласк. дьячо́к (через диꙗкъ, от διάκος, διάκων, укр. дя́кон) — лицо, проходящее церковное служение на первой, низшей степени священства. Как говорит уже само название, диакон занимается прежде всего делами милосердия (благотворительной деятельностью внутри общины), а также он преподаёт, ведёт катехизацию, провозглашает Евангелие, проповедует на Мессе и помогает во время богослужения. Диаконы в Католической Церкви римского обряда делятся на просто диаконов (на практике, почти все они становятся пресвитерами) и постоянных диаконов (институт которых был восстановлен во второй половине XX века). Постоянным диаконом может стать и мужчина, состоящий в браке; но путь в священники для таких диаконов закрыт из-за обязательного целибата священников в латинской церкви и самой сущности постоянного диаконата. Таким образом, если мужчина, никогда не состоявший в браке, изъявляет желание стать постоянным диаконом, он также не может впоследствии получить пресвитерскую хиротонию. Институт постоянного диаконата был восстановлен в конституции Lumen Gentium Второго Ватиканского собора, согласно ей он «… может быть восстановлен в качестве особой и постоянной ступени иерархии… С согласия Римского Понтифика в эту диаконскую степень можно будет возводить мужчин зрелого возраста, даже живущих во браке, а также достойных молодых людей, для которых, однако, закон безбрачия должен оставаться в силе». Оформлено восстановление постоянного диаконата было в 1967 году папой Павлом VI в motu proprio Sacrum Diaconatus Ordinem. Согласно канону 236 Кодекса канонического права для постоянных диаконов обязательна, как минимум, трёхлетняя подготовка. На конец 2014 года в мире насчитывалось 44,5 тысячи постоянных диаконов. Литургическое облачение диакона 1) А́льба (лат. alba «белый драгоценный камень; жемчуг») — длинное белое литургическое одеяние католических и лютеранских клириков, препоясанное верёвкой. Ношение альбы обязательно для клирика, совершающего литургию. Изготовляется из тонкой льняной, хлопковой или шерстяной ткани. Происходит от древнеримской длинной рубашки, носимой под туникой. Её аналогами в православной церкви являются стихарь и, у священников, подризник. 2) Далма́тика (от римской провинции Далмация) — деталь литургического облачения католического клирика. Верхняя расшитая риза. Главное литургическое облачение католических диаконов. Внешне схожа с казулой — главным литургическим облачением католического священника и епископа — но снабжена рукавами. Цвет меняется в зависимости от праздников. 3) Ко́мжа, или стиха́рь, или суперпелли́цеум (лат. superpelliceum) — элемент литургического облачения в католицизме. Комжа — облачение из белой ткани, доходящее до середины бедра. Внешне напоминает роккетту, но имеет, в отличие от неё, расширяющиеся рукава. Комжа короче альбы, длина которой может доходить до пола. Может быть украшен кружевами. Однако с литургической точки зрения комжа и альба — это одно и то же. Комжу на богослужениях носят нерукоположённые церковнослужители (аколиты и чтецы); а также миряне-министранты. Диаконы и священники надевают вместо альбы комжу только в тех случаях, когда поверх не надевается орнат или далматика. 4) Мани́пул (лат. manipulum от лат. manus, рука) — деталь (элемент) литургического облачения католического клирика. Манипул представляет собой полосу ткани около 30 — 50 сантиметров в длину и 5 — 10 сантиметров в ширину с вышитым по центру крестом. Надевается на левую руку во время мессы. Практически вышел из употребления во второй половине XX века. Манипул носится на левом запястье таким образом, что концы ленты свисают с руки. Крепится при помощи завязок либо булавок. Изготовляется из шелка. Ношение манипула допускалось только во время мессы и клириками не ниже субдиакона. Вероятно, восходит к древнеримскому платку mappa, предназначенному для утирания лица и рук. Первое упоминание об использовании манипула в богослужении римского обряда содержится в Liber Pontificalis. Практика ношения манипула во время мессы повсеместно распространилась на Западе к XI веку, причём его держали в левой руке; традиция повязывать манипул вокруг левого запястья появилась не ранее XIII века. Форма и вид манипула сильно менялись с течением времени, привычный вид эта деталь литургического облачения приобрела только в конце XIV века. С того же времени появилась традиция носить манипул, окрашенный в литургический цвет данного дня. Поскольку традиционно манипул носили клирики от субдиакона и выше, торжественное вручение манипула стало одним из элементов обряда поставления в субдиаконы. Епископы надевали манипул перед молитвой Confiteor (лат. Исповедую) в алтаре. Прочие священнослужители надевали манипул в ризнице перед литургией. В ходе литургической реформы после Второго Ватиканского собора использование манипула стало необязательным. В настоящее время он полностью исчез из богослужебной практики ординарного римского обряда и сохраняется только в общинах католиков-традиционалистов. 5) Сто́ла (лат. stola) — элемент литургического облачения католического и лютеранского клирика. Шёлковая лента 5—10 см в ширину и около 2 метров в длину с нашитыми на концах и в середине крестами. Носится поверх альбы, под далматикой или казулой. Цвет варьируется в зависимости от времени церковного года. Дьякон носит столу на левом плече, закреплённую на правом боку. Добавлено спустя 58 секунд: 6) Цингулум Цингулум (лат. Cingulum) — деталь литургического облачения римского-католического клирика, а также англиканских, лютеранских, методистских клириков. Цингулум является литургическим облачением, которое носят опоясанным вокруг тела и выше талии. В Римско-католической церкви цингулум является длинной верёвкой, как шнур с кистями или перекрученными концами, завязанным вокруг талии на внешней стороне альбы. Цвет может быть белым или может варьироваться в зависимости от цвета литургического сезона. У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении. Те, кто заперт в Храме Забвения, исчезают неслышно как призраки, растворяясь немым отражением в зеркалах сожалеющих изредка. ©
![]()
Сообщение №31
Священник и его литургическое облачение
Католический священник латинского обряда имеет право совершать пять таинств из семи, за исключением таинства священства (хиротонии) и таинства миропомазания (его священник имеет право совершать лишь с разрешения епископа диоцеза, в котором он инкардинирован). Литургическое облачение 1) Альба (см. выше) 2) Амикт (лат. amicire — «покрывать», лат. amictus — «накидка») — предмет литургического облачения католического священнослужителя в западных литургических обрядах, в виде прямоугольника из белой льняной ткани с вышитым крестом в центре и с двумя тесемками по двум верхним углам. Амикт покрывает шею и ворот клирика. По-видимому, первоначально амикт помещали на голову, но со временем он стал повязываться вокруг шеи перед облачением клирика в альбу. До литургической реформы II Ватиканского собора амикт был при служении Мессы необходимой частью облачения для всех степеней клириков от субдиакона и выше. После реформы клирикам предписывается использовать на Мессе амикт в том случае, если альба не закрывает полностью шею. Размеры амикта — 60 на 80 см. Обязательно освящается. 3) Ка́зула (лат. casula «плащ»), или орна́т (лат. ornatus «украшенный») — элемент литургического облачения католического или лютеранского клирика. Главное литургическое облачение епископа и священника. В православии аналогичен фелони, в частности греческой, которая, в отличие от русской, не имеет высокого воротоподобного подъёма сзади. Расшитая риза, схожая с далматикой, но без рукавов. Надевается поверх альбы и столы. Цвет варьируется в зависимости от праздника. Существуют два покроя казулы: романский и готический. Романский покрой предусматривает использование жесткой ткани. Казула в этом случае покрывает тело клирика спереди и сзади, оставляя открытыми бока и шею. На казуле вышиваются крест и инициалы Спасителя — IHS («Иисус Христос Спаситель»). Казула готического покроя более древняя по своему происхождению и почти аналогична православной фелони (особенно греческому варианту). Покрывает тело клирика со всех сторон и имеет вырез для шеи. Спереди и сзади на Казулу нашивается орнат — полоса с вышитыми крестами. II Ватиканский собор практически отменил использование романского покроя и предписал изготовление готической казулы из легких тканей. 4) Каппа Магна, или Плувиал (итал. pluviale, cappa, mantus от лат. pluvia — дождь) — элемент литургического облачения католического и англиканского клирика. Каппа Магна или Плувиал — полукруглый плащ без рукавов, закрывается впереди пряжкой. Сзади находится декорированный воротник, что оставляется с капюшоном. Часто Каппа украшена вышивкой и украшениями. Используется при процессиях, вечерних и торжественных литургиях в римско-католической, англиканской и евангелистской церквях. 5) Суперпеллицеум (см. выше) 6) Манипул (см. выше) 7) Пояс в качестве элемента облачения епископов, пресвитеров, диаконов и субдиаконов известен в западной церкви с IX века, им опоясывались поверх альбы. Клирики более низкого ранга и миряне пояс не носили. Первоначально пояс представлял собой простую верёвку, но со временем стал выполняться из длинного куска ткани, концы которой свободно спадали. Один из древнейших сохранившихся до нашего времени литургических поясов был вышит по приказу супруги королевы Эммы Баварской (808—876) для Витгария, епископа Аугсбургского. В дальнейшем для многих католических иерархов изготавливались богато украшенные золотым шитьём, драгоценными камнями и жемчугом. Вплоть до литургической реформы середины XX века при надевании пояса требовалось произносить следующую молитву «опояшь меня, Господи, поясом чистоты и угаси во мне вожделение; да возобладает во мне добродетель воздержания и целомудрия». После реформы не требуется произнесение каких-либо специальных слов в процессе опоясывания. В эдикте папы Урбана VIII от 1624 года содержится требование, чтобы все клирики носили пояс поверх сутаны. Цвет пояса различается в зависимости от сана опоясанного им, монахи используют для подпоясывания простой шнур. 8) Стола (см. выше) Епископ и священник надевают столу на шею таким образом, чтобы концы её спускались до колен на одном уровне. Ранее же «свободно» носить столу во время мессы мог лишь епископ, в то время как священник обязан был перекрещивать её на груди, подвязывая концы поясом. Надевают столу как незавязанный шарф, не перекрещивая на груди, как было принято ранее. 9) Цингулум (см. выше) У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении. Те, кто заперт в Храме Забвения, исчезают неслышно как призраки, растворяясь немым отражением в зеркалах сожалеющих изредка. ©
![]()
Сообщение №32
Епископ и его литургическое облачение
Епи́скоп (др.-греч. ἐπίσκοπος — «надзиратель, надзирающий, надсматривающий, смотрящий», от επισκοπεω — «наблюдаю, смотрю за кем-либо»; лат. episcopus), также архиере́й (ἀρχιερεύς, от ἀρχι- — «власть» и ἱερεύς) в христианской Церкви — наименование священнослужителя третьей (высшей) степени священства. В Римско-католической церкви епископу принадлежит прерогатива совершения не только таинства священства, но также и миропомазания (конфирмации). Совершенно особое место в епископате принадлежит Епископу Рима, особый статус которого, развиваясь на Западе в течение столетий, был окончательно закреплён решениями I Ватиканского собора. В соответствии с догматической конституцией II Ватиканского собора «Lumen gentium» (провозглашена Павлом VI 21 ноября 1964 года) был создан институт коллегиального участия епископов в управлении Церковью. Литургическое облачение 1) Альба (см. выше) 2) Амикт (см. выше) 3) Гремиал (лат. gremiale, от лат. gremium — лоно) — предмет епископского литургического облачения в западных литургических обрядах, представляющий собой большое покрывало квадратной или продолговатой ткани с вышитым по середине крестом, которое, в соответствии с «Cæremoniale Episcoporum» и «Pontificale», возлагали на колени епископа, когда он восседал на троне во время пения хором Kyrie, Gloria и Credo, во время раздачи благословлённых свечей, пальм или золы, во время омовения ног на Мессе Вечери Господней, а также во время помазания елеем в связи с посвящением в духовный сан. 4) Гумерал (лат. [h]umeral — накидка), наплечный плат — деталь католического литургического облачения в западных литургических обрядах, представляющее собой широкую накидку (традиционно из шёлка), полностью покрывающую плечи и руки клирика вплоть до кистей. 5) Далматика (см. выше) 6) Казула (см. выше) 7) Каппа Магна (Плувиал) (см. выше) 8) Литургические перчатки, епископские перчатки или папские перчатки (лат. chirothecœ, в более раннее время назывались также лат. manicœ, раннеитальян. wanti) — деталь литургического облачения католического епископа, которые он носит во время служения Торжественной понтификальной Мессы. Изначально защищали руки епископа от холода в каменных храмах. Епископские перчатки надеваются и носятся с начала Мессы до оффертория, когда они снимаются. Перчатки могут быть искусно украшены вышивкой или аппликациями, в том числе фигуративными (чаще всего в виде креста, в Средние века могли быть другие изображения, например десница Божия или агнец). Первоначально литургические перчатки были белого, изредка красного цвета, но с XVI века цвет литургических перчаток, как и ряда других литургических облачений, стал обуславливаться характером празднования (но они не могли быть чёрными, поскольку ни в Страстную пятницу, ни на заупокойных мессах их не положено надевать). В то время как епископские перчатки обычно сохраняются для епископов, другие прелаты, которые имеют право использовать епископское облачение, включая аббатов, могут использовать их также без специальной папской привилегии. В то время как использование литургических перчаток всё ещё разрешается, они очень редко замечены в ординарной форме мессы и практически вышли из употребления (за исключением Католической Церкви Китая), хотя до литургических реформ Второго Ватиканского собора ношение литургических перчаток было обязательно. Наиболее часто литургические перчатки носятся в контексте экстраординарной формы латинского обряда, то есть Тридентской мессы. Перчатки рассматриваются как символ чистоты, исполнение хорошей работы и заботливости в действиях. 10) Литургические туфли (лат. sandalia) — элемент литургического облачения католического епископа, которые он надевает во время мессы. В древности представляли собой сандалии, в настоящее время это низкие туфли, напоминающие лоферы или балетки. Подошва изготавливается из кожи, верх — из шёлка или вельвета. Цвет соответствует литургическому цвету мессы, однако чёрные туфли не используются. Литургические туфли не следует путать с папскими туфлями, предназначенными для повседневного ношения. 11) Литургические чулки (лат. caligае) — элемент литургического облачения католического епископа, которые он надевает во время Мессы. Литургические чулки, как правило, шились и шьются из цветного (в цвет казулы и последующему литургическому облачению) или из белого шёлка, для понтификальной мессы они иногда украшаются золотым шитьём. Литургические чулки надевались епископом вместе со специальными литургическими туфлями (лат. sandalia). Цвет литургических чулок и туфель соответствовал предписанному литургией цвету, за исключением чёрного (чёрные литургические чулки традиционно считались привилегией римского папы). Использование литургических чулок известно по меньшей мере с V века. С VIII века носятся на мессе исключительно епископами или прелатами под богослужебными туфлями. Литургические чулки, как соответственно и литургические туфли, вышли из обихода в Римско-католической церкви в процессе литургической реформы во второй половине XX века, после II Ватиканского собора. Однако у католиков-традиционалистов эти элементы литургического облачения сохраняются. В современной Римско-католической церкви прелаты, которые служат Тридентскую мессу, также носят все элементы дореформенного литургического облачения. 12) Манипул (см. выше) 13) Ми́тра (др.-греч. μίτρα — «пояс, головная повязка») — головной убор, часть богослужебного облачения в ряде христианских церквей. Митра украшает священнослужителя, поскольку он во время богослужения изображает Царя Христа, и одновременно напоминает о терновом венце, которым был коронован Спаситель. В католической церкви митра (инфула[9]) — принадлежность богослужебного литургического облачения высшего клира: епископов, архиепископов, митрополитов, кардиналов и папы римского. В соответствии с нормами права римско-католической церкви, митры могут носить только епископы либо священники-прелаты, обладающие «подлинной юрисдикцией» (лат. vera iurisdictio). Согласно Апостольскому посланию «Pontificalia insignia» Павла VI, правом на ношение митры пользуются следующие прелаты, не имеющие епископского достоинства: легаты Римского понтифика, аббаты и прелаты, имеющие юрисдикцию на территории, отделенной от какого бы то ни было диоцеза, апостольские администраторы, апостольские префекты и апостольские викарии. Ранее право на ношение митры и использование других знаков епископского достоинства (понтификалий) могло быть связано с титулом, не предполагающим юрисдикции, либо дароваться в виде особой привилегии. Современная митра состоит из двух частей, с лобовой и затылочной частей головы, каждая из которых имеет завершение конической формы. Сзади к митре прикреплены две ленты, символизирующие Ветхий и Новый Завет. Исторически форма митры претерпела существенные изменения: в X веке она имела вид конической шапочки с острым завершением, к XII веку она приобрела вид короны с двумя заострениями с височных частей головы, а с конца XII века — со стороны лба и затылка. К XVII веку митра приобрела современную форму[10] В исторические времена у католиков было три типа митр: -простая митра (лат. mitra simplex) из белой шёлковой или льняной материи без каких-либо украшений; -драгоценная митра (лат. mitra pretiosa), украшенная золотым шитьём и драгоценными камнями; -золотая митра (лат. mitra auriphrygiata) из материи золотого цвета или из шёлковой материи белого цвета с золотой, серебряной или цветной вышивкой. После реформ Второго Ватиканского собора остались два типа митр: -простая митра: белая у епископов, муарово-белая у кардиналов; носится в большинстве случаев; -украшенная митра: митра с золотым шитьём; носится по большим церковным праздникам. 14) Па́ллий, паллиум (лат. pallium покров; накидка) — элемент литургического облачения папы римского и митрополитов латинского обряда католической церкви. Представляет собой узкую ленту из белой овечьей шерсти с вышитыми шестью чёрными, красными или фиолетовыми крестами. Три из шести крестов украшены золотыми иглами с драгоценными камнями. На концах — обшитые чёрным шелком кусочки свинца. Носится поверх орната таким образом, чтобы один конец паллия свисал спереди, а другой — сзади. В восточных обрядах (православие и восточнокатолические церкви) аналогом паллия является омофор. В православных церквях паллием также именуется монашеская мантия. Смысл паллия толкуется в связи с символом заблудшей овцы, которую пастырь несёт на своих плечах. Паллий папы символизирует полноту его власти. Паллий митрополитов — знак подчиненности папе и власти в пределах митрополии. Кодекс канонического права Римско-католической церкви говорит: (паллий) обозначает власть, которой митрополит в общении с Римской Церковью наделяется по праву в своей провинции Папа надевает паллий на каждой литургии. Согласно новому Кодексу Канонического Права митрополит может носить паллий за каждой Мессой, но только в пределах своего архидиоцеза. Паллий традиционно изготовляется из шерсти двух белых ягнят, выращенных в римской общине монахов-траппистов (монастырь Тре Фонтане). Ежегодно 21 января на праздник Святой Агнессы в церкви Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура проводится папская месса, в ходе которой папа благословляет этих ягнят. Позже их остригают и изготовляют новый паллий, который вплоть до церемонии его вручения хранится в гротах под собором Святого Петра рядом с могилой апостола Петра. Добавлено спустя 1 минуту 16 секунд: 15) Рационал — элемент облачения католического епископа. Воротник-оплечье, украшенный лентами. Носится поверх казулы, подобно паллию. После II Ватиканского собора не используется, за исключением епископов Айхштета, Падерборна, Туля и Кракова. Рационал Краковского епископа отличается от прочих формой — две ленты, спускающиеся с плеч и пересекающиеся на груди и на спине, скрепленные в местах пересечения медальонами. 16) Роккетто или рокетто (итал. rocchetto) — часть облачения папы римского, появившаяся в XV веке, белая плиссированная полукороткая одежда из полотна, обшитая кружевом. Роккетто — также элемент облачения католического епископа. Белая рубаха, достигающая колен, по виду напоминающая комжу, с тем лишь отличием, что рукава роккетты узкие, а комжи — расширяющиеся. Надевается поверх сутаны. Может быть украшена галунами либо кружевами. Комжа и роккетто возникли на основе альбы. 17) Стола (см. выше) 18) Цингулум (см. выше) У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении. Те, кто заперт в Храме Забвения, исчезают неслышно как призраки, растворяясь немым отражением в зеркалах сожалеющих изредка. ©
![]()
Сообщение №33
Папа Римский и его литургическое облачение
Власть папы в церкви — высшая и юридически полная власть над всей Католической церковью, независимая от какой бы то ни было человеческой власти и распространяющаяся не только на вопросы веры и нравственности, но и на всё управление церковью. «Епископ Римской Церкви, в коем пребывает служение, особым образом порученное Господом Петру, первому из Апостолов, и подлежащее передаче его преемникам, является главой Коллегии епископов, Наместником Христа и Пастырем всей Церкви на сей земле. Поэтому в силу своей должности он пользуется в Церкви верховной, полной, непосредственной и универсальной ординарной властью, которую он всегда может свободно осуществлять. Против решения или декрета Римского Понтифика нельзя подать ни апелляцию, ни обжалование». Папа осуществляет верховную законодательную власть в церкви, папа (и Вселенский собор) имеет право издавать законы, обязательные для всей церкви или для её части, толковать их, изменять или отменять их действие. Папе принадлежит верховная каноническая, апостольская власть в Церкви. В вопросах веры и морали папа следит за чистотой вероучения, то есть отвергает псевдоучения, руководит распространением веры (миссионерской деятельностью), созывает Вселенские соборы Католической церкви, ведёт их заседания (лично или посредством уполномоченных им лиц), утверждает их решения, переносит или распускает соборы. Папа наделён высшей судебной властью в церкви. Любое судебное дело может быть подано ему как первой инстанции. Единственно ему подсудны кардиналы, нунции и епископы, обвиняемые в уголовных преступлениях. Папа разрешает дела в 3-й инстанции по апелляциям в церковных процессах. Запрещено обращаться к светскому суду с обжалованием приговора, вынесенного папой. Папе принадлежит высшая исполнительная власть в церкви, он учреждает, изменяет и ликвидирует епископства, назначает, утверждает в должности, переводит и смещает епископов, заполняет вакансии, распоряжается на высшем уровне церковным имуществом, провозглашает новых блаженных и святых. Папа — гарант всеобщности (универсальности) и единства Католической церкви. Поскольку папа — залог единства церкви, то и папская власть — суверенна. Через папу действуют в полную силу и части церкви. Единовластие папы необходимо для соблюдения законности и для поддержания порядка внутри церкви. Римская церковь — единовластна и не терпит ни демократии, ни аристократии. Без папы нет даже Вселенского собора. В случае смерти папы во время собора его заседания приостанавливаются до выборов нового епископа Рима. Литургическое облачение 1) Альба (см выше); 2) Амикт( см выше); 3) Гремиал (см выше); 4) Гумерал (см выше); 5)Фанон — деталь литургического облачения папы римского. Круглая шёлковая накидка на плечи, украшенная узкими золотыми и красными лентами, носимая во время торжественной мессы. Спереди вышивается крест, обычно — золотой. Фанон надевается поверх папского облачения, состоящего из амикта, альбы, пояса, субцинктория, наперсного креста, столы, туники, далматики, казулы и собственно фанона; поверх него надевается паллий. После II Ватиканского собора фанон хотя и не был упразднен, однако его употребление стало эпизодическим.; 6) Далматика (см выше) ; 7) Казула: (см выше) 8) Каппа Магна;(см выше) 9) Литургические перчатки (см выше) ; 10) Литургические чулки (см выше); 11) Манипул (см выше); 12) Митра (см выше); 13) Паллий (см выше) ; 14) Папская тиара - (греч. τιάρα, древний персидский головной убор) — тройная корона, отличительный высокий яйцеобразный головной убор, увенчанный небольшим крестом и тремя венцами и имеющий сзади две ниспадающие ленты, который носили папы римские с начала XIV века по 1965 год. Тиара — знак папского владычества; для литургических целей папа облачается в епископскую митру. Первоначально простая высокая шапка, в эпоху средневековья она приобрела три венца и в начале XIV века обрела свою окончательную форму. Венцы стали считаться символами Троицы или трёх статусов Церкви: Рим, христианский мир и духовное владычество. В живописи (особенно часто в ранней нидерландской) Тиара может быть на Боге-Отце; её, как прообраз священства, может носить Аарон. В развитии тиары можно выделить три периода: 1) В VII—VIII века папы носили камилавку, или белый фригийский колпак (возможно, введён в обиход папами греческого или сирийского происхождения). 2) Ещё до начала XII века к ней была добавлена царская диадема, которая к концу XIII века превратилась в зубчатую корону. 3) Второй венец был добавлен Бонифацием VIII (ум. 1303), возможно — как символическое отображение его взглядов на двойственность папской власти, духовной и светской. Первое упоминание о трёх венцах относится к 1316 году, однако самое раннее монументальное изображение тиары с тремя коронами обнаруживается на статуе Бенедикта XII (ум. 1342). Почему был добавлен третий венец — неизвестно, хотя предлагались различные интерпретации второго названия папской тиары — лат. triregnum («троецарствие»), например, как выражения власти папы над небесами, землёй и адом или тройственных прав папы, как судьи, законодателя и священнослужителя всего католического мира. Используется с XIV века как головной убор, символизирующий три уровня папских полномочий: духовную власть в мире, временную власть в Риме и верховенство над всеми христианскими правителями. В современном толковании папская тиара указывает на то, что папа — отец Церкви, земной правитель и викарий Христа. В средние века тройная корона папы толкуется как символ власти над тремя сферами — небом, землёй и подземным миром или над тремя классическими частями земли: Азией, Африкой, Европой, заселёнными потомками сыновей Ноя: Сима, Иафета и Хама). Согласно другим толкованиям три кольца (обода) тиары есть указание на страдающую, борющуюся и побеждающую церковь. В этом виде она изображалась начиная с папы Урбана V (ум. 1370). Тиара считается также атрибутом св. Петра, папы Григория или св. Софии. Папы, отстранённые ещё при своей жизни, или святые, святость которых отклонялась, изображались с тиарой, лежащей на земле. В тиаре из пяти колец предстаёт лишь Бог-Отец на изображениях Троицы. Последним папой, который короновался тиарой, стал Павел VI в 1963 году. Тиара для него была специально изготовлена Миланской епархией, епископом которой он был до избрания. После коронации Павла VI тиара была помещена на алтарь собора Святого Петра в знак смирения папы и отказа его от славы и власти в соответствии с духом Второго Ватиканского собора. Позже, в 1968 году она была передана в дар Базилике Национальной Святыни Непорочного зачатия в Вашингтоне. После этого ни Иоанн Павел I, ни Иоанн Павел II, ни Бенедикт XVI, ни Франциск не короновались тиарой. Иоанн Павел II в своей инаугурационной проповеди сказал, что ни он, ни его предшественник не желали ни коронации, ни тиары, а также добавил: «Не время возвращаться к церемонии и предмету, который ошибочно считается символом мирской власти пап». В 2011 году группа немецких паломников преподнесла Бенедикту XVI специально изготовленную для него тиару, однако Бенедикт XVI ни разу не надевал её (по крайней мере, публично). 15) Папские туфли — исторический элемент одежды, носившийся епископом Рима. Папские туфли были формой епископских сандалий, носимых епископами. Однако, в отличие от (редких в настоящеее время) епископских сандалий, которые меняются с литургическим цветом, папские туфли всегда были красного цвета. Красный был официальным папским цветом до XVI века, когда папа римский Пий V, доминиканец, продолжил носить белое доминиканское монашеское одеяние. Обычно искусно выполненные, папские туфли делались вручную из красного атласа, красного шёлка и украшались золотой нитью; на них вышивался крест, украшенный рубинами, а подошвы были сделаны из кожи. До первой половины XX века было общепринятым, что на аудиенции с папой римским паломники становились на колени и целовали одну из его туфель. Папа римский традиционно носил туфли внутри своей резиденции, в то время как красную кожаную обувь — на открытом воздухе. Папа римский Павел VI прекратил использование папских туфель, но продолжил носить снаружи красные ботинки, от которых в итоге отказался Иоанн Павел II в пользу полуботинок из кордовской коричневой кожи, сделанных в его родной Польше. Папа Бенедикт XVI восстановил использование снаружи красных ботинок, подобных тем, которые носил Павел VI. Однако, по-видимому, папские туфли не были восстановлены, поскольку на фотографиях Бенедикт XVI носил красные ботинки и внутри Ватикана. Исключением был его визит в Шотландию 16 сентября 2010 года, когда на нём были красные туфли. Папа римский Пий VII в папских туфлях (1819 год, Томас Лоуренс, Королевская коллекция, Виндзор) 16) Пояс 17) Роккетто (см выше) ; 18) Стола (см выше); 19) Субчинкториум (лат. subcinctorium) — элемент литургического облачения, в настоящее время вышедший из употребления. В Средние века использовался епископами и, в редких случаях, священниками, позднее становится привилегией Папы и архиепископов Милана. С XVI века по середину XX века субцинкторий использовался только на торжественных папских мессах. После литургической реформы, последовавшей за II Ватиканским собором папский церемониал был упрощён, а обязательное использование субцинктория отменено. Субцинкторий представляет собой широкую ленту длиной около полуметра, по внешнему виду напоминает манипул, но носится не на руке, а на поясе, крепится к вервию альбы. На одном конце вышивается Агнец, на другом конце — крест. Соответствует православной палице.; 20) Фальда (итал. Falda) — особое папское облачение, которое формирует длинный подол, простирающийся ниже края альбы. Когда её носили, подол фальды настолько длинен, что папа римский нуждался в пажах и с передней и с задней части всякий раз, когда он шёл. Её использовали, когда Папа служил мессу. Эта форма облачения имеет своё происхождение в XV веке и ранее. Фальда первоначально шилась из шёлка кремового цвета и носилась поверх альбы и под казулой или плувиалом. Фальда может использоваться на папских похоронах, где она ниспадала красивыми складками по телу папы римского, когда он стоял. Фальда перестала использоваться со времён понтификата Павла VI, который упростил папское облачение. ; 21) Цингулум (см выше). У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении. Те, кто заперт в Храме Забвения, исчезают неслышно как призраки, растворяясь немым отражением в зеркалах сожалеющих изредка. ©
![]()
Сообщение №34
13 число каждого месяца - это день воспоминания и почитания явлений Богородицы в Фатиме (Португалия)
Вот статья о Фатимском санктуарии. Она очень большая, с множеством фотографий, потому сюда решила не копировать. http://xn--80aqecdrlilg.xn--p1ai/sanktuari-fatima/ Те, кто заперт в Храме Забвения, исчезают неслышно как призраки, растворяясь немым отражением в зеркалах сожалеющих изредка. ©
![]()
Сообщений: 34
• Страница 2 из 2 • 1, 2
|
Кто сейчас на конференции
Сейчас эту тему просматривают: ClaudeBot [Bot] и гости: 0





