День святой Люции
Святая Люция родилась около 283 года в Сиракузе. Это раннехристианская святая мученица. Уже около 600 года в Риме существовал монастырь, посвященный Люции. Первые жизнеописания святой датируются 5 веком. Они построены по общей для многих святых схеме и рассказывают о многочисленных чудесах, совершенных Люцией. В этих легендах содержатся следующие общие детали о жизни святой.
Люция родилась в семье знатного римского гражданина. После смерти отца ее мать Евтихия решила отдать дочь замуж. Люция же, обратившись в христианство, принесла обет безбрачия и отказалась от помолвки. Позже святая чудесным образом исцелила мать от кровотечений, после чего та одобрила веру дочери. Однако отвергнутый Люцией жених негодовал, так как Люция пожелала продать свое приданое и раздать деньги беднякам. В то время правил император Диоклетиан, и христиан жестоко преследовали за их веру. Обиженный юноша донес на Люцию и ее арестовали. По решению суда Люцию должны были отдать в публичный дом, но святая внезапно сделалась очень тяжелой и недвижимой, и никто не смог ее туда отвести. Пытались даже применять повозки, запряженные быками – все безрезультатно. Тогда Люцию принялись пытать, но из каждой экзекуции она выходила невредимой. Когда же она встала на колени, чтобы помолиться, ее обезглавили.
Гораздо позже – в 15 веке – появляется еще один эпизод в агиографиях святой Люции. Причем именно этой новой детали суждено было стать символом святой. Речь идет о придании, согласно которому Люции в ходе пыток над ней выкололи глаза.
На многих картинах святая изображена с подносом в руках, на котором покоятся ее глаза. Другие ее атрибуты – меч, пальмовая ветвь, книга и масляная лампа.
Интересна история мощей святой Люции. Первоначально тело святой было захоронено в сиракузских Катакомбах. В 11 веке оно было похищено и увезено в Константинополь византийцами. В 1204 году во время разграбления города крестоносцы забрали мощи и перевезли их в Венецию. Там тело святой было похоронено в посвященной ей церкви. В 1860 году церковь была снесена, а тело Люции вновь было перемещено. Кисть святой Люции была перенесена из Венеции в Сиракузу и сейчас находится в одной из боковых капелл кафедрального собора.
В 6 веке в Сиракузе над катакомбами, где первоначально была погребена святая, была выстроена посвященная ей церковь, которая позже многократно перестраивалась. Алтарный образ для этой церкви написал выдающийся художник эпохи барокко Караваджо (17 век).
По традиции Люция покровительствует всем людям с заболеванием глаз, незрячим или просто близоруким. Кроме того, святая Люция вместе со святыми Розалией и Агатой считается покровительницей Сицилии. День святой Люции (13 декабря) широко отмечается в Швеции и Норвегии.
В день святой Люции в Стокгольме и Хельсинки проходит церемония выборов и коронации Люсии, которую наряжают в белое платье и надевают венок из горящих свечей, после чего начинается торжественное карнавальное шествие ряженых детей. Шведская коронация проходит в национальном музее Скансен, а финская — в главном соборе Хельсинки.
Наряд «королевы праздника» символичен: белое платье обозначает невинность и чистоту, красный пояс, которым оно подпоясано — мученическую смерть, венок — нимб, символ святости, а горящие свечи — свет.
В каждой школе также выбирают свою Люцию и устраивают праздники с пением традиционных гимнов.
В Швеции этот праздник отмечается дома, где главную роль обычно исполняет младшая дочь в семье, которая угощает родителей, братьев и сестёр традиционными шафранными булочками и кофе. После этого песнями будят тех, кто ещё не встретил Люцию — и чаще всего это отец семейства.
Излюбленное блюдо — шафранные булочки с изюмом, имеющие форму восьмёрки со спиралевидными концами, которые запивают кофе, глинтвейном или даже рождественским пивом. Некоторые пьют юлмуст (швед. Julmust, от Jul — рождество и must — молодое вино) — традиционный шведский газированный безалкогольный напиток на основе воды, лимонной кислоты, карамельного колера и пряностей (гвоздика, бадьян, кардамон).
Во время праздника звучат многие песни, посвящённые Люции. Одной из самых известных является «Санкта-Люсия» (музыка Теодоро Коттрау, слова Сигрид Эльмблад):
Санкта Люсия,
В чудном мерцаньи,
В зимнюю ночь дари
Света сиянье!
Нас унося в мечтах,
Словно на крыльях,
Вспыхнет твоя свеча,
Санкта Люсия.
Нас унося в мечтах,
Словно на крыльях,
Вспыхнет твоя свеча,
Санкта Люсия.
В белом ты к нам вошла,
Дева святая,
О Рождестве Христа
Напоминая.
Нас унося в мечтах,
Словно на крыльях,
Вспыхнет твоя свеча,
Санкта Люсия.
Нас унося в мечтах,
Словно на крыльях,
Вспыхнет твоя свеча,
Санкта Люсия.
Чехи считают святую защитницей от ведьм. В Моравии считается, что для защиты от ведьм надо с этого дня и до Рождества сжигать в камине по одному полену. Особенно чтили праздник женщины и девушки: в этот день нельзя было стирать и прясть. В Валахии даже прялки убирали на чердак.
В хорватской Далмации и Славонии в этот день принято детям дарить подарки. На острове Зларин дети кладут носки под подушку перед сном, ожидая, что св. Люция принесет подарки. Непослушные дети в носке находят уголёк, дети, которые хорошо вели себя в прошедшем году, получают сушёный инжир, миндаль, грецкие орехи, яблоки или конфеты. В северо-западной Хорватии в этот день хозяйки пекут пресный кукурузный хлеб, который все члены семьи должны съесть, чтобы в хозяйстве всё ладилось и не болела скотина. В Джяково ряженая в белое «баба Лука» (хорв. baba Luca) носила горячие угли, чтобы обжечь пальцы непослушным детям, и особенно любила наказать девушек, которые ещё не научились ткать.
В Палермо (Италия) в этот день люди, не видевшие еды много месяцев и молившиеся святой Люции, получили в порту корабль полный зерна. И они не перемололи зерно в муку, а отварили его так как были очень голодны и приправили маслом. Так появилась кучия.
Поэтому на Сицилии сегодня в праздник святой Лючии в память о Святой существует традиция - едят кучию и аранчини(рис) и разные блюда из риса и из нута (панелле). Не едят хлеб и пасту в память о цельном зерне. Практически все хлебные города закрыты.
Кучия-отварное цельное зерно с творожным кремом и цукатами, либо вместо творога-шоколад. Это блюдо готовится один раз в год, сегодня, 13 декабря.
Аранчини-шары из риса с начинкой рагу (мясо), ал бурро (ветчина,моцарелла) или со шпинатом. Типичное сицилийское блюдо. Это шарики из риса с начинкой "рагу" (фарш,горошек,помидорный соус) или "аль бурро"с начинкой из моцареллы и ветчины, обжаренные в масле. Бывают круглые и конусообразные.
А называются аранчини-"маленькие апельсины" из-за своего оранжевого цвета эдентичного апельсинам. На Сицилии в Палермо и Катании в рецептуру добавляют шафран, чтоб придать более насыщенный оранжевый цвет. А в Мессине вместо шафрана добавляют помидорный соус.
Рецепты
Пряное печенье:
Мука – 540 гр.
Сливочное масло – 182 гр.
Мёд (она пишет, что в оригинале меласса, но можно мёд) –140 гр.
Тросниковый сахар – 126 гр.
Обычный белый сахар – 50 гр.
Корица – 1,5 ст. л.
Имбирь – 1,5 ст. л.
Гвоздика молотая – 0,5 ч.л.
Разрыхлитель –10 гр.
Вода – 180 гр.
Способ приготовления:
1. В кастрюле нагреть воду вместе с мёдом, сахаром и специями и постоянно помешивая довести до кипения.
2. Выключить, добавить сливочное масло кусочками и мешать, пока оно не растает.
3. В удобную большую посуду всыпать муку и разрыхлитель и постоянно мешая деревянной ложкой вливать тонкой струйкой горячую медовую массу. Мешать до тех пор пока масса не станет однородной. Накрыть и поставить в холодильник на ночь.
3. Поверхность доски посыпать мукой и раскатать слой 2 мм. Чем тоньше печенье, тем более хрустящее. Вырезать фигурки и запекать в горячей духовке 170°С около 10 минут.
4. Остудить и хранить в коробке (полежав пару дней они становятся вкуснее).
Булочки св. Люции:
На 12 булочек или на 1 хлеб:
1 ч л шафрана
250 мл теплого молока
500 г хлебной муки
7 г сухих дрожжей быстрого действия
1 ч л соли
50 г сахара
50 г несоленого масла, растопленного
100 г творога (или Quark)
1 яичный желток
горсть изюма (для булочек)
Способ приготовления:
1. Если делаете пирог с шафраном, смазать маслом форму для кекса вместимостью 900 г; если булочки – смазать маслом противень. Замочить шафран в молоке на 5-10 минут.
2. Смешать муку, дрожжи, соль и сахар в миске и сделать углубление в середине. Добавить растопленное масло в молоко с шафраном и перелить в кувшин.
3. Добавить творог. Перемешать, затем руками в муке замесить тесто. Месить на поверхности, посыпанной мукой, 10 минут. Положить в миску, смазанную маслом, накрыть пленкой и оставить в теплом месте на 1 1/2 – 2 часа пока не поднимется. Обмять тесто.
4. Для хлеба: сформировать тесто в буханку и положить в подготовленную форму. Накрыть неплотно пленкой и оставить в теплом месте на 45-60 минут, пока не поднимется за края формы.
5. Для булочек разделить тесто на 12 кусков и раскатать каждый в прямоугольник примерно 20 см длиной. Закрутить каждый в форме S как можно плотнее. Положить на подготовленный противень и накрыть. Оставить на 30-45 минут, пока не поднимутся.
6. Тем временем разогреть духовку до 220 гр С. Булочки смазать желтком, не давая ему стекать на противень, иначе булочки прилипнут. Запекать в течение 15 минут, затем снять с противня и положить на решетку.
7. Для хлеба, снизить температуру до 200 гр С. Продолжать запекать еще 20 минут. Охладить на решетке.
| Объявление |
|---|
|
|
Католическая культура для тех, кому интересноМодератор: zayka
Сообщений: 86
• Страница 4 из 4 • 1, 2, 3, 4
Сообщение №76
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении. Те, кто заперт в Храме Забвения, исчезают неслышно как призраки, растворяясь немым отражением в зеркалах сожалеющих изредка. ©
![]()
Сообщение №77
Благословение Bambinelli
Ежегодно в третье воскресенье Адвента, называемое Gaudete (радуйтесь), множество детей приходит на площадь святого Петра, что бы во время молитвы «Ангел Господень» Папа Римский благословил фигурки Младенца Иисуса. Которые затем займут место в рождественских яслях, сооружаемых в каждом доме. Именно поэтому, этот день называется «воскресеньем Bambinelli». Обычно, это итальянское слово переводят как «фигурки Младенца Христа», но если переводить дословно, то это просто «пупсики». «Просим, что бы по Твоему благословению эти изображения Иисуса были знаком Твоего присутствия в наших домах», — говорится во время освящения фигурок. Эта традиция насчитывает уже не один десяток лет. Начал ее блаженный Павел VI, благословивший фигурки во время «Ангелуса» 21 декабря 1969 года. Наибольшую популярность обычай приобрел при святом Иоанне Павле II, после того, как «славянский Папа» установил рождественские ясли на Площади святого Петра. Подобная красивая традиция распространилась и в других городах и странах. Впрочем, во многих итальянских приходах благословение Bambinelli происходит не в третье, а в четвертое воскресенье Адвента. phpBB [media] Те, кто заперт в Храме Забвения, исчезают неслышно как призраки, растворяясь немым отражением в зеркалах сожалеющих изредка. ©
![]()
Сообщение №78
Пелена Младенца Христа
Когда мы переживаем время Адвента и Рождества, в центре нашего внимания снова оказывается образ новорождённого Иисуса — Того, Кто пришёл в мир в тишине и простоте, в окружении Марии и Иосифа, под пение ангелов. Среди символов этого святого времени особое место занимают пелены, которыми Богородица укутала Своего Сына. Казалось бы, простой предмет — кусок ткани. Но в нём заключена глубокая богословская и человеческая правда: Бог стал ребёнком. Евангелие от Луки дважды подчёркивает, что Младенец был спеленут и лежал в яслях. Это не случайная деталь. Через неё открывается сразу несколько смыслов: - Истинное воплощение — Христос пришёл не в образе духа, не в виде абстрактной силы, но в реальном детском теле, хрупком и нуждающемся в заботе. - Смирение Бога — Он родился не во дворце, а в бедной пещере и был укутан не в дорогие ткани, а в простые пелены. - Материнская любовь Марии — нежный жест пеленания напоминает о её заботе, о человеческой близости и глубокой вере. Эта простая деталь рождественского повествования становится для нас напоминанием о том, что Бог входит в нашу жизнь не шумно, не властно, а тихо — как Младенец, Которого можно держать на руках. В католической традиции особое почитание получила реликвия, известная как Sacra Culla — «Святая колыбель» или «Святые пелены». Она хранится в знаменитой римской базилике Санта-Мария-Маджоре, в крипте, посвящённой Рождеству. По преданию, христиане привезли эту святыню из Палестины ещё в VII веке, спасая её от разрушения. С тех пор Sacra Culla стала важным знаком того, что рождественская история — не сказка, а событие, живущее в памяти Церкви. Реликвия помещена в великолепный реликварий работы Бернини — он сразу вызывает ассоциацию с яслями Вифлеема. Ежегодно в дни Рождества тысячи паломников спускаются в крипту, чтобы помолиться перед святыней, вспоминая воплощённую любовь Бога. Порой рождественский сезон оказывается заглушён шумом покупок, реклам и праздничной спешки. Но пелена Младенца словно возвращает нас к простоте и тишине Вифлеема. Она напоминает: - о близости Бога, Который не боится стать маленьким; - о человеческой теплоте, которой окружают Христа Мария и Иосиф; - о нашем собственном сердце, которое может стать местом рождения Бога, если мы укроем Его своей любовью. Возможно, именно поэтому почитание пелен так дорого католикам по всему миру. Эта святыня не только о прошлом — она о настоящем: о том, как Бог действует тихо и нежно. Пелена Младенца Христа — скромная, почти забытая подробность евангельского повествования — превратилась в одну из самых трогательных христианских святынь. В ней отражается всё богатство рождественской тайны: Воплощение, смирение, любовь и надежда. Когда мы смотрим на Святые пелены или вспоминаем о них в молитве, мы видим не реликвию из далёкой древности, а знак Бога, Который приходит к каждому из нас — тихо, незаметно, но по-настоящему. https://vk.com/cat_catholic У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении. Те, кто заперт в Храме Забвения, исчезают неслышно как призраки, растворяясь немым отражением в зеркалах сожалеющих изредка. ©
![]()
Сообщение №79
Придорожные часовенки
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении. Те, кто заперт в Храме Забвения, исчезают неслышно как призраки, растворяясь немым отражением в зеркалах сожалеющих изредка. ©
![]()
Сообщение №80
Святая хижина
Святая хижина (итал. Santa Casa) — одна из величайших святынь католического христианства, расположенная в итальянском городке Лорето, близ Анконы. Христиане почитают её как настоящий дом в Назарете, в котором жило Святое Семейство и Слово стало воплощённым. В XV веке вокруг хижины было возведено святилище, в настоящее время имеющее статус малой базилики. Согласно преданию, равноапостольная Елена во время путешествия по Святым местам нашла в Назарете тот самый дом, где росла и воспитывалась Дева Мария и где произошло Благовещение. Над этим домом она повелела выстроить церковь. В 1291 году, когда сарацины изгнали крестоносцев из Святой Земли, ангелы унесли Святой дом по воздуху в безопасное место, в город Терсато в Иллирии, на берегу Адриатического моря (ныне Трсат, Хорватия). Легенда рассказывает, что Богородица явилась епископу Иллирии, чтобы объяснить появление крохотного здания длиной всего 9,52 м, шириной 4,1 м и высотой 4,3 м. Затем, в 1294 году, ангелы перенесли дом через Адриатическое море в леса близ Реканати (область Марке), и, наконец, в 1295 году — на холм в Лорето, где он находится и поныне. Позднее вокруг здания была воздвигнута базилика «Святилище Святого дома» (итал. Santuario della Santa Casa), увенчанная куполом, её стены полностью скрыли сооружение. Надпись, сделанная в XVI веке на восточном фасаде базилики, подробно излагает легендарную историю дома Девы Марии. Множество папских булл подтверждает, что домик, находящийся в базилике, это действительно Святой Дом из Назарета, где обитало Святое семейство. В 1894 году папа Лев XIII, в ознаменование шестисотлетнего юбилея перенесения Святой хижины в Лорето, резюмировал: «Счастливый дом Назарета справедливо считается и почитается как один из самых священных памятников христианской веры; и это ясно видно из многочисленных дипломов и актов, подарков и привилегий, предоставленных нашими предшественниками». В 1491 году папа Сикст IV и в 1507 году папа Юлий II подтвердили подлинность святыни особыми буллами. Впоследствии в её пользу был выдвинут ряд аргументов. В частности, отмечалось, что камень и раствор Святого дома идентичны материалам, употреблявшимся в начале нашей эры в Назарете (и эти материалы не встречаются в окрестностях Лорето), в отличие от фундамента, который, вероятно, был сделан позднее в самом Лорето. То, что святая хижина и её фундамент не являются единым целым, косвенно подтверждает факт перенесения. Эта версия («лоретанская традиция») была официально утверждена Ватиканом в 1751 году при папе Бенедикте XIV. Подлинность дома, по версии, которой придерживается Ватикан, подтверждается тем, что её признавали не только почитаемые католической церковью Карло Борромео, Франциск Сальский, Игнатий Лойола и Альфонсо Лигуори, но и скептик Мишель Монтень (1572), а также многочисленными случаями чудесных излечений среди паломников, стекающихся к святыне. В понтификат Бенедикта XIV, в 1751 году, при исследовании фундамента, на котором стоит Святая хижина, было установлено, что он не является оригинальным и что сам дом никогда не стоял на фундаменте, врытом в землю, что по мнению церкви подтверждает перенос дома из Святой земли. Критика официальной версии впервые была изложена в работе каноника Шевалье «Нотр-Дам де Лоретт» (Париж, 1906). Она основана на том, что в описаниях паломников, посетивших Назарет до 1291 года, вообще не упоминается ни о каком доме, в котором жила Пресвятая Дева. Паломникам было известно о чём-то вроде естественной пещеры в скале, на которую указывали местные жители и где, по их словам, и обитала Дева Мария. В восточных хрониках и в иных рассказах также не говорится об исчезновении в Назарете святыни, ранее там почитаемой. С другой стороны, существуют документы, которые показывают, что церковь, посвящённая Пресвятой Богородице, существовала в Лорето ещё в XII—XIII веках, то есть задолго до предполагаемого переноса туда Святого дома. Сведения об исчезновении дома из Назарета появляются в местных документах лишь в XVI веке, источником же их следует считать уже традицию, сформировавшуюся на Западе и перенесенную на Восток. Ни один из авторов источников до 1472 года, признанных подлинными, не упоминает о переносе дома в Лорето, и одновременно имеется информация о церкви в этом городе. На основе археологических раскопок, документов, а также филологических и иконографических изысканий подтверждается, что камни, положенные в стены Святого Дома, были привезены в Далмацию, а затем в Лорето семьёй по фамилии Ангели (Angeli Comneno) — деспотов (властителей) Эпира, древней страны в Северной Греции. Среди свадебных подарков дочери деспота (эпирского правителя) Никифора I Ангела своей дочери Тамаре названы «святые камни, взятые из Дома нашей Госпожи Девы Матери Божией» и «расписанная деревянная доска, где Богородица, Дева Матерь Божия, держит на руках Младенца Иисуса, Господа и Спасителя нашего». Со временем молва превратила греческую семью Ангели в Ангелов небесных. В Лорето Святой Дом был восстановлен по точным чертежам. Земной дом Богородицы в Назарете состоял из двух частей. Одной из них была пещера, или грот, выдолбленный в скале — ныне это одна из главных святынь базилики Благовещения в Назарете. Другой частью была пристройка из камня, вплотную прилегавшая к скале. Эта пристроенная комната впоследствии и была перенесена в Лорето. Согласно иной версии, семья Ангели перенесла святыню в Лорето, чтобы уберечь от мусульман. Можно также предположить, что чудотворная статуя или изображение Мадонны были привезены из Терсато в Лорето некими благочестивыми христианами, а затем почитание этой святыни распространилось на место её нахождения. Дж. Б. Тьеполо. Перенесение Святого Дома в Лорето. 1745. Фреска для церкви Скальци в Венеции. Воссоздание: Галерея Академии, Венеция Упоминания о Святом Доме Богородицы в Палестине встречаются и в русской паломнической литературе. Игумен Даниил, первый русский паломник, оставивший заметки о Святой Земле, описал место Благовещения как пещеру в скале и пристройку к ней: «Если влезть в пещеру западными дверями, то на правой стороне создана келья, с двумя небольшими дверцами. В этой келийце и жила Богородица со Христом, в этой храмнице и был вскормлен Христос, тут и кроватка Его, где Он лежал. Кроватка низкая, на земле создана». «Хожения» игумена Даниила относятся к началу XII века, то есть ко времени почти за 200 лет до перенесения Святого Дома. Документально подтверждено, что уже за столетие до перенесения Дома Богоматери в Лорето на этом месте была церковь «Святой Марии в лавровой роще» (Лорето — одна из форм слова, которое в переводе означает «лавровая роща»), так что место для Святого Дома выбрано не случайно. Святой дом в Лорето стал одним из самых значительных паломнических центров католической Европы. Среди лоретских паломников можно встретить имена Рене Декарта и Бенедикта XIV. В 1600-х годах была утверждена месса и Лоретанская литания — Литания Пресвятой Девы Марии, одна из пяти литаний, утверждённых для публичного чтения католической церковью. В октябре 2019 года папа Франциск восстановил праздник Богоматери Лорето, отмечаемый 10 декабря, по всемирному римскому календарю. Собственные Лоретские церкви, воссоздающие Святой дом в Лорето, в знак уважения к святыне воздвигли жители Праги (Пражская Лорета) и Варшавы. В Италии издается ежемесячный журнал, посвященный почитанию Лоретанской святыни: «Вести Святого Дома» (Il Messaggio della Santa Casa). Строительство базилики вокруг Святой хижины было начато в 1468 (по другим источникам — 1469) году по инициативе Николо делле Асте, епископа Реканати. В эпоху Ренессанса, в 1509—1587 гг., над зданием работали архитекторы Джулиано да Майано, Джулиано да Сангалло и Донато Браманте, скульпторы Андреа Сансовино, Антонио да Сангалло Младший, Р. Неруччи, Дж. Ломбардо, Дж. Б. делла Порта. Фасад был достроен при Сиксте V, который укрепил окружающее поселение и придал ему статус города. Проект барочной кампанилы (1750−1774) составил Луиджи Ванвителли. В интерьере базилики сохранились ценнейшие фрески Мелоццо да Форли и Луки Синьорелли, а также мозаики Доменикино и Гвидо Рени. Интерьер базилики. «Святой дом» стоит внутри самой базилики. Это своеобразный ковчег, «храм в храме». В 1507 году папа Юлий II поручил Донато Браманте поместить находившуюся внутри базилики хижину в особое обрамление, и Браманте создал для неё великолепное покрытие. Наружные стены облицованы мрамором, украшены колоннами коринфского ордера, статуями, рельефами, балюстрадой по кровле. Работы были завершены в 1538 г. Внутри — совсем небольшой интерьер, производящий впечатление подлинности: стены грубой кладки, цилиндрический свод. Алтарь стоит на одном конце под статуей Мадонны Лоретской с Младенцем на руках. Статуя, вырезанная из ливанского кедра, именуется «Чёрной Мадонной», как считается, из-за векового копчения лампад (заменена на новую после пожара в 1921 году). Латинская надпись напоминает: «Hic Verbum caro factum est» («И Слово стало плотью»). Согласно многовековой традиции статуя Мадонны облачена в богато украшенную тунику — далматик. На потемневших от времени камнях Святого Дома можно увидеть надписи, восходящие к эпохе иудейских христиан II-V веков н. э. Они подобны тем, которые встречаются в Палестине. У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении. Те, кто заперт в Храме Забвения, исчезают неслышно как призраки, растворяясь немым отражением в зеркалах сожалеющих изредка. ©
![]()
Сообщение №81
Риза Пресвятой Богородицы
В католической традиции есть святыни, которые трогают сердце особенно глубоко. Среди них — Риза Пресвятой Богородицы, древняя реликвия, связанная с Матерью нашего Господа. Хотя сама ткань кажется чем-то простым, в её истории, предании и почитании скрывается удивительная духовная глубина. По церковному преданию, Риза Богородицы — это часть одежды, принадлежавшей Деве Марии во время её земной жизни. С ранних веков христиане почитали любые предметы, связанные с Матерью Иисуса, видя в них память о той, через которую Бог вошёл в мир. История переноса этой святыни уходит в первые столетия христианства. В разных городах существовали фрагменты, которые традиция связывала с одеждой Богородицы. Самой известной считается реликвия, хранящаяся сегодня во Франции — в Шартрском соборе, и называемая Sancta Camisia. По преданию, эту ризу в раннем Средневековье подарили городу как драгоценную защиту, считая её покровом Богородицы над всеми верующими. Реликвии, связанные с Богородицей, всегда обращают нас к самому важному — к её материнской любви и к слову fiat («да будет»), которым она ответила Богу. Риза — это образ близости Марии к каждому христианину. Она как бы говорит нам: «Я рядом. Я покрываю вас своим покровом. Я веду вас к моему Сыну». Символическое значение ризы включает: -Материнскую защиту — как одежда защищает тело, так и Мария защищает Церковь. -Чистоту и смирение — простота её одежды напоминает о святости повседневности. -Близость Неба — через Богородицу Бог стал человеком, и её риза стала знаком этого соединения. В католических странах, особенно во Франции, риза Богородицы почитается как покровительница матерей, семей, детей, путешественников и всех, кто ищет утешения. Каждый год в Шартре совершают особые богослужения, посвящённые Божьей Матери, а паломники приходят к её реликвии с надеждой и молитвами. Для многих это место становится моментом духовного обновления — встречи с Матерью, которая нежно ведёт к Христу. Каждому из нас Бог дарует свой путь — иногда ясный, иногда непростой. И рядом всегда стоит Она, Мария, покрывающая нас своим материнским покровом. Риза Богородицы напоминает, что: - Бог действует в простоте; святость начинается в обыденном; - Мария не оставляет своих детей без заботы; - мы всегда можем укрыться под её плащом. Покров Пресвятой Богородицы — это не просто древняя ткань. Это живая память Церкви о материнской нежности, вере и смирении Марии. Она словно говорит каждому из нас: «Я с тобой. Не бойся. Сын мой — твой Спаситель» Пусть Богородица покрывает нас своей ризой, ведёт нашим путём и помогает хранить сердце открытым для Христа. https://vk.com/cat_catholic У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении. Те, кто заперт в Храме Забвения, исчезают неслышно как призраки, растворяясь немым отражением в зеркалах сожалеющих изредка. ©
![]()
Сообщение №82
О-Антифоны
В последнюю неделю до Рождества Церковь уделяет особое внимание ветхозаветным пророчествам о пришествии Мессии. С 17 по 23 декабря в Церкви поются особые антифоны, которые называют великими антифонами или антифонами "О" (от возгласа, с которого они начинаются). Антифоны обычно исполняются до и после Песни Богородицы (Magnificat). На эти антифоны ссылается также и стих перед Евангелием на св. Мессе в эти дни. История "О" восходит к VI веку. В Римской литургии было семь таких антифонов, в Германии, Льеже и Париже добавляли антифон Деве Марии: "O Virgo Virginum!" и архангелу Гавриилу: "O Gabriel!", иногда и апостолу Фоме, чей праздник отмечался 21 декабря: "O Thomas Didymus!" Были и такие церкви, где антифонов было двенадцать. К тем, о которых мы уже сказали, добавлялись еще три: "O Rex pacifice!", "O mundi Domina!" и "O Hierusalem!". Первоначально антифоны пели во время песни Захарии на утрене. В IX веке их перенесли на вечерню. Церковь выбрала вечернее время для пения этих антифонов - проникновенных воззваний к Божиему Сыну - поскольку Мессия пришел "под вечер мира", vergente mundi vespere. Антифоны поются до и после Песни Богородицы, чтобы подчеркнуть, что Христос грядет в мир через Нее. В некоторых церквях для особой торжественности их повторяли после каждого стиха песни Богородицы. Антифоны "О" считаются душой Адвента, они постепенно вводят нас в праздник Рождества. Они являют собой квинтэссенцию пророчеств Израиля и словно набрасывают портрет грядущего Мессии. Последовательность антифонов неслучайна, они постепенно ведут нас от вечности к вратам Вифлеема. Сын Божий предстает перед нами сначала в Своем предвечном рождении от Отца, потом через Ветхий Завет, затем в Своей природе и, наконец, мы видим Его как искупителя язычников, Бога-с-нами "До прихода Сына Божия во плоти, мы были в неведении (1-й антифон) или слепоте, достойными вечной кары (2-й), рабами лукавого (3-й), связанными пороком и грехом (4-й), погрязшими во тьме (5-й ) и изгнанными из отчизны (6-й). Поэтому мы нуждаемся в Учителе (1-й), Искупителе (2-й), Освободителе (3-й), Руководителе (4-й), Просветителе (5-й) и Спасителе (6-й и 7-й). (Жак де Воражин) Все антифоны говорят, в конечном счете, об искуплении. Их богословие - это богословие воплощения Божьего Сына, искупления, продолжение истории спасения до конца времен. Они намекают на то, что литургия Адвента, как и литургия Рождества, построена на Пасхальной Тайне. Антифоны начинаются с возгласа "О" и воззвания ко Христу, который прославляется под одним из Его имен, известных из Писания. Первая часть каждого антифона взята из Священного Писания или вдохновлена им, во второй части повторяется, как в литании, призыв, вдохновенный крик всего народа, чтобы Господь пришел, и этим пришествием спас и преобразил нас. Отвечает ли Господь на этот зов? Посмотрите внимательно на текст антифонов. Начальные буквы титулов Христа составляют акростих: Sapientia (Мудрость) Adonai (Адонаи, Господь) Radix (Отрасль) Clavis (Ключ) Oriens (Восходящее Солнце) Rex (Царь) Emmanuel (Эммануил) Если прочитать их в обратном порядке, мы увидим ответ самого Господа. "ERO CRAS" на латыни значит "Завтра Я буду здесь". Те, кто заперт в Храме Забвения, исчезают неслышно как призраки, растворяясь немым отражением в зеркалах сожалеющих изредка. ©
![]()
Сообщение №83
Alma Redemptoris Mater
В латинском обряде Католической Церкви с начала Адвента и до окончания Рождественского времени поется один из четырех Богородичных антифонов, а именно Alma Redemptoris Mater. Антифон состоит из одной строфы в которой четыре нерифмованных строки, в каждой из этих строк своя мелодическая линия. Точное время происхождения антифона неясно, церковная традиция приписывает авторство бл. Герману Калеке (XI век), но учитывая текстовый анализ, молитва имеет более древнее происхождение. Первая нотная запись антифона была обнаружена в одном из французских монастырей и датируется началом XII века. Alma redemptoris mater Quae pervia caeli porta manes et stella maris Succurre cadenti surgere qui curat populo Tu quae genuisti natura mirante Tuum sanctum genitorem Virgo prius ac posterius Gabrielis ab ore sumens illud ave Peccatorum miserere Перевод: Матерь-Кормилица Искупителя, охраняющая приветные врата небесные, Звезда путеводная, поспеши на помощь падшему народу, который жаждет подняться. Ты, родившая к изумлению природы, собственного Святого Родителя, Дева вечно девственная, принявшая из уст Гавриила благую весть, смилуйся над грешными. [media] https://youtu.be/flawOw7x3Gg?si=j-kvjrCXednH4TG2 [/media] Те, кто заперт в Храме Забвения, исчезают неслышно как призраки, растворяясь немым отражением в зеркалах сожалеющих изредка. ©
![]()
Сообщение №84
Вертеп
Одной из самых популярных и любимых традиций Рождества являются ясли. В каждой стране они называются по-разному. У нас в России вертеп, что по-старославянски означает «грот» или «пещера». На Украине и в Белоруссии «бетлейкой» или «батлейкой» от слова «Вифлием». В Польше «шопка» или «ясэлка». Впрочем, на территории, заселенной славянскими народами эта традиция появилась довольно поздно. Первые сведения о вертепах относятся только к концу XVIв. Устройство в рождественский период яслей пришло к нам из Европы. Их родиной является Италия, где они называются «презепе». А родоначальником считают самого св. Франциска Ассизского. Некоторые историки утверждают, что Бедняк из Ассизи позаимствовал эту традицию у бенедиктинцев, которые в некоторых своих монастырях устанавливали фигурки, призванные напомнить верующим о событиях Рождества и носивших чисто дидактический характер. Они были своеобразным продолжением идеи оформления церковного пространства как «Библии для неграмотных». Однако, создание «живых яслей» — это, несомненно, ноу-хау св. Франциска. Можно много говорить о мистериях, которые разыгрывались в Средние века перед храмами, дабы разъяснить верующим смысл того или иного праздника, но так, как это сделал основатель Ордена Братьев Меньших, до этого не делал никто. Но обо всем по порядку. Из «Первого жития св. Франциска», принадлежащего Фоме Челанскому, мы узнаем о том, как и где все происходило. Вернувшийся из Святой Земли святой решает приблизить атмосферу той ночи своим братьям, чтобы разделить с ними радость. В полночь кануна Рождества 1223 г. он превратил маленькое селение Греччо в долине Риете (которую позже назовут в честь него Святой) в новый Вифлеем. В этих местах столь близких по природе и климату, а главное, населенных людьми, похожими на простых палестинских пастухов, свершается прикосновение к чуду. Изготавливают ясли (корыто для корма скота), стелют солому, приводят вола и осла. Братья поют, воздавая хвалу Богу, и горы вторят им праздничным эхом. Затем служится Месса, Франциск одевается в диаконское облачение (он и был диаконом) и поет Евангелие. После совершения Евхаристии, Божий Бедняк обращается к народу с проповедью, в которой говорит о рождении нищего Царя в малом городе Вифлеем. Для нас сейчас в этом нет ничего особенного, но тогда все происходило впервые. Впервые ясли принимали Святого Младенца в Таинстве Евхаристии, которое их торжественно освящало. Благая Весть звучит снова здесь и теперь. В этом был смысл действий св. Франциска. И множество людей услышали его и последовали его примеру. Сначала ясли распространяются в храмах Ордена Братьев Меньших. Постепенно популярность и любовь к ним растет. Многое сделали для распространения этой традиции иезуиты. Однако главным апостолом презепе стал монах-доминиканец Грегорио Мария Рокко, который за период с 1734 г. до самой своей кончины в 1782 г. обошел все улицы и церкви Неаполя, проповедуя любовь к Таинству Рождества. Его известность как проповедника яслей была столь велика, что даже король Карл приветствовал его вопросом: «Отец Рокко, как дела с презепе?» Иногда можно встретить мнение, что традиция устройства яслей так бурно развивалась и так поддерживалась орденом иезуитов только по одной причине, желанию противопоставить правильное учение ереси лютеранства. Т.е. ясли – для католиков, а устройство рождественской елки, традицию которой связывали с Мартином Лютером, — для лютеран. Сейчас, по прошествии веков, такой взгляд кажется смешным и необоснованным. В наших домах и храмах прекрасно соседствуют елки, украшенные свечами (елка – символ «древа жизни», свечи – напоминание о Свете Христовом), и рождественские ясли. Однако вернемся в Италию, на родину яслей, презепе. Обычно сцена включает в себя образы Богомладенца, Богоматери, св. Иосифа. Иногда добавляются фигуры вола и осла перед яслями. Над всеми кружат ангелы, воспевая радостное событие и указывая на то, что мы находимся у входа в вечность. Интересно, что другим указанием на великую Весть, встречающимся в ряде итальянских вертепов XVIII-XIXвека, является группа фигур, стоящих среди руин древнего храма. Эти изображения начали появляться в период больших археологических раскопок, когда взорам изумленной публики предстали древние Помпеи. Развалины, окружающие Святое Семейство, призваны символизировать величие мира, поблекшего перед вестью о Боговоплощении. Здесь нет темы «отмены язычества», к античному миру, его искусству и философии, сохраняется уважение. Но все это должно уступить свое место нарождающемуся новому миру. Здесь следует сделать небольшое отступление и сказать о том, что рождественские ясли, сохраняя традицию св. Франциска, являли Радостную Весть здесь и сейчас, отражая настроения и мировоззрения своих авторов и зрителей. Раскопки Помпеи потрясли европейское и, в первую очередь, итальянское общество того времени. Даже пенсионеры Российской Академии Художеств не остались в стороне от этого влияния. Наилучший пример тому Карл Брюллов, привезший из Италии свое монументальное полотно «Последний день Помпеи». Прямо перед нашими глазами рушится древний прекрасный мир, с крыш летят статуи, разбиваются колесницы, рассыпаются сокровища. Античный мир на наших глазах превращается в руины. И на этих руинах начинается новая жизнь, беззащитная и хрупкая. На первом плане картины изображена разбившаяся при падении колесницы женщина, на ее груди младенец, которого, казалось бы, никто не замечает в этой суматохе. Именно он и являет собой новый христианский мир. Он еще совсем маленький и спасти его может только чудо. И, как мы знаем из истории, оно произойдет и из младенца вырастет новый сильный мир. Как не странно именно это настроение и роднит такие, казалось бы, не совместимые вещи как произведение русского художника и рождественские ясли. А где же стоящие на развалинах фигуры, ведь вся композиция Брюллова очень динамична, все в движении? Внимательный взор заметит трех обнявшихся женщин. Они символизируют то же, что и фигуры в итальянских презепе, начатки будущей великой Церкви. Сейчас они еще совсем малы, несколько человек, но со временем… Кто еще? Да, мы, зрители. Живые свидетели того, что старый мир сменился новым и ответственные за то, чтобы руины прежнего мира в наших сердцах не завалили едва родившегося Младенца. Обычно даже выражения лиц персонажей яслей, даже небольшие детали должны говорить о приходе нового мира, явлении Света и Божьей Любви, таинства благодарности и неизбывной радости. Хрупкое тело Младенца, нежное лицо Марии, серьезность св. Иосифа, даже физиогномические характеристики вола и осла говорят о том, что Блаженство вошло в историю и изменило ее. Иногда в этой сцене оживает даже клюка Иосифа, старая древесина расцветает, прославляя тем самым чудо Рождества. Мотив зацветающего дерева тоже отражает привычные европейскому обществу мотивы, уходящие своими корнями в глубокое Средневековье. Здесь стоит, как не странно, вспомнить пример из английской литературы: «Кентервильское привидение» Оскара Уальда. Древнее пророчество старого замка гласит: Когда заплачет, не шутя, Здесь златокудрое дитя, Молитва утолит печаль И зацветёт в саду миндаль – Тогда возликует этот дом, И дух уснёт, живущий в нём. Нам нужно тщательно вглядеться, чтобы увидеть общие черты. Хотя на самом деле они лежат на поверхности. Мы их не замечаем, потому что живем уже в несколько ином обществе, чем благочестивые создатели яслей XVIII-XIXвеков и писатели, воспитанные христианской культурой. Итак, миндаль, желанный гость на рождественском столе. Почему? Дело в том, что миндальный орех по своей структуре напоминает яйцо, символ победы над смертью, это раз. Два, весной миндаль первым одевается в листву и с древности считается символом возрождения. Три, миндаль символизирует человеческую оболочку Христа, скрывающую под собой Божественное начало. Здесь стоит вспомнить, что мандорла (сияние окружающее Христа в образах Сошествия во ад, например), используемая на восточных иконах, имеет миндалевидную форму. Если суммировать все вышесказанное, то получиться, что цветение миндаля означает приход весны, возрождение древнего замка, описанного Оскаром Уальдом. И прощение для несчастного кентервильского приведения, христианское прощение, переход в новый прекрасный мир. Оно попадает туда благодаря жалости, милосердию, молитве и самопожертвованию юной Вирджинии. Теперь вернемся к яслям, современникам этого литературного произведения. Сухой посох св. Иосифа зацветает как миндаль весной, символизируя иссохшие сердца людей, живущих без Бога. Младенец Христос дает им надежду на возрождение, на воскресение, возможность, подобно измученному кентревильскому призраку, обрести новую жизнь, прощение и Любовь. Зритель, стоящий перед вертепом, оказывается частью композиции, а не только сторонним наблюдателем. Маленькие символы, сразу читаемые им и его современниками, могут сказать ему больше мудрых проповедей. Разве не к этому некогда стремился св. Франциск? В «Первом житии св. Франциска» Фома Челанский, описывая Рождество в Греччо, говорит о видении Божьему Бедняку малыша в яслях, лежащего неподвижно словно неживой. Святой пытается разбудить его. Это видение было вовсе недалеко от истины, как повествует Фома, поскольку Младенец Иисус, которого забыли многие сердца, в этот вечер воскресал в них. Человеческое сердце, усталое и измученное, обретает в Рождество надежду на новую жизнь, которую еще предстоит взрастить, но она уже есть. Старый Кентервильский замок окунется в мир и покой, из него уйдет страх. Зацветший посох св. Иосифа еще пустит корни! Постепенно рождественская сцена обрастает множеством персонажей, пришедших из внешнего мира, мира простых вещей и людей, окружавших мастера, создававшего ясли. Появляются пастухи, почти такие же, как те, что пришли в Вифлеем прославлять Спасителя. Их дома – поля и горы, небо – крыша, себе на жизнь они зарабатывают простым, но нелегким трудом. Эти фигурки напоминают о том, что первым весть о рождении Младенца была возвещена беднякам. Уже потом к ним присоединился обширный мир «народов», пришли волхвы. Это не просто Каспер, Мельхиор и Балтазар, одинаковые как герои американских рождественских мультфильмов. Они символизируют собой три возраста, юноша, мужчина, старик, и трех рас, представляющих космополитичный мир, которому была явлена Благая весть. Интересно, что появление в композиции яслей волхвов тоже, как нельзя лучше, отражает исторические реалии. Они возникают в то время, когда активизируются связи с Востоком. В Европе появляются мавры и этому мы тоже находим подтверждение в литературе того времени. Приезжают торговцы из Азии. Их появление и привозимые ими товары являются для Европы откровением. Таким образом, Евангельская история интегрируется в окружающую действительность и делает празднование Рождества праздником надежды и спасения, даруемого всем. Говоря о присутствии в презепе, например, реалий современного мира нельзя обойти стороной и появляющуюся нередко фигуру турка Амедира, именуемого «стражником Рождества». Этот легендарный персонаж приходит из легенды о принцессе, поручившей охранять статую Богомладенца верному «арапу». Она уговаривает турка принять христианство, но тот отказывается, аргументируя свое мнение следующим двустишьем: «Когда со мной Младенец говорить, тогда христианин я быть». Однажды верный Амедира прибежал к своей принцессе с криком, требуя немедленно его крестить, выраженным опять же в стихах: «Я хотел христианин стать и хотеть Иосиф звать». Оказалось, что Сам Господь обратился к нему через статую Богомладенца, предлагая принять крещение и избрать имя Иосиф. В чем же смысл этой старинной легенды? Господь называет по имени «хранителей» яслей, зрителей заинтересованных и восхищенных, чтобы их сердца открылись Ему, а жизнь изменилась. Главная задача рождественских яслей в наши дни не быть «Библией для неграмотных», как это было в XIII-XIV веке, не стать миссионерским инструментом, как это было во времена, когда иезуиты показывали их новообращенным индейцам. Их задача сохранилась со времен св. Франциска и сейчас стала еще более явной: затронуть наши чувства искренностью Священного представления и явить надежду на дары этого скромного Рождения. Анна Гольдина Рускатолик У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении. Те, кто заперт в Храме Забвения, исчезают неслышно как призраки, растворяясь немым отражением в зеркалах сожалеющих изредка. ©
![]()
Сообщение №85
История Рождественской елки
Были времена, когда христиане не украшали на Рождество ни елки, ни пальмы, ни кактуса, ни даже кипариса. Впрочем, церковные историки помнят и такие времена, когда такого праздника как Рождество вообще не было в христианском календаре. Хотя, это уже совсем другая история. Нас же интересует сама елка, или, как ее торжественно величают, «рождественское дерево». Немецкие специалисты утверждают, что самая первая зеленая красавица была водружена именно у них. Сделал это святой Бонифаций в VIII веке. Древняя легенда повествует о том, как он проповедовал друидам о Рождестве. Чтобы убедить идолопоклонников, что дуб не является священным и неприкасаемым деревом, он срубил один из дубов. Когда срубленный дуб падал, он повалил на своем пути все деревья, кроме молодой ели. Бонифаций представил выживание этой ели как чудо и воскликнул: «Да будет это дерево деревом Христа!» В дальнейшем Рождество в Германии отмечалось посадкой молодых елей. Первые елочные украшения были тоже, скорее всего, в Германии. В городе Фрейбург в 1419 г. братство пекарей украсило дерево яблоками, грушами, крашеными орехами, облатками, мишурой и разноцветной бумагой. Ель простояла до Нового года, и когда ее трясли, местная беднота могла собрать все, что с нее упало. А через сто лет уже не один немецкий город и даже не один дом нельзя было представить без рождественского дерева, украшенного бумажными розами, конфетами в яркой фольге, яблоками и печеными сладостями. В XVII веке общественные елки на городских площадях ставили и украшали ремесленные гильдии. Обязательными стали они и в больницах и приютах для малоимущих. По окончании праздника дети могли взять с них все, что им приглянулось. Но, конечно, особой пышностью отличались елки в княжеских домах, стремящихся переплюнуть друг друга по созданному великолепию. Успех рождественской елки в протестантских странах был еще большим благодаря легенде о том, что сам Мартин Лютер первым придумал зажигать на ней свечи. Исторические же источники говорят о том, что повсеместное украшение ели свечами распространилось только в XVIIIвеке и только в знатных домах, т.к. восковые свечи были довольно дорогими. С изобретением в 1818 г. стеарина и парафина и простые люди смогли украшать лесную красавицу свечами. До этого же на елку вешали сладости, яблоки, цветы и фигурки из цветной бумаги, позолоченные орехи, пряники и цветные сердечки. Интересно, что в качестве вечнозеленого дерева, не смотря на все красивые средневековые легенды, немцы использовали чаще всего самшит и другие мелколиственные деревья. В начале XIX века их сменили маленькие сосны. И только после строительства в 1851 году железной дороги в Берлин стали доставлять ели и пихты. Упоминание о рождественской ели мы можем встретить во многих произведениях немецкой литературы. Гете пишет о нем в «Страданиях юного Вертера» (1774 г.), Шиллер упоминает зеленое дерево в Веймаре (1789 г.). Гофман так описывает елку в сказке «Щелкунчик и мышиный король» (1816 г.): «Большая елка была украшена золотыми и серебряными яблоками, миндалем в сахаре и разными сладостями. Но самыми прекрасными были маленькие огоньки, которые на темных ветвях сияли как звезды». У Томаса Манна в романе «Будденброки» (1901г.) мы читаем: «Огоньки свечей, которыми была усыпана огромная, до потолка, елка, украшенная мишурой и большими белыми лилиями, с яслями Иисуса у подножья, сияли как звезды». Что касается нашей страны, то в Россию елка тоже приходит из Германии. Ее привозят в Петербург в XIX веке. Некоторые историки утверждают, что первые украшенные зеленые красавицы появились в Петербурге на крышах и заборах питейных заведений. Они недоумевают, почему именно с них началось распространение этого сланого семейного обычая. Может быть, таким образом они завлекали посетителей, загулявших иностранцев, привыкших к рождественским украшениях в своих дальних странах? Справедливости ради следует сказать, что впервые на Руси ель как атрибут зимних праздников появилась при Петре I. 20 декабря 1699 г., вернувшись из-за границы, царь-реформатор издал указ, которым предписал: первым днем нового года считать не 1 сентября, а 1 января; а так же в честь Нового года зажигать огни, пускать ракеты и «украшать дома от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых». Но, как видим, речь здесь идет лишь о ветках. К тому же, после смерти Петра этот обычай совсем забыли. В XIXже веке елка вновь появилась в императорской столице, и привезли ее не ловкие коммерсанты, а вполне себе добропорядочные горожане, прихожане немецкой общины прихода св. Екатерины Александрийской. Именно в их домах впервые появились украшенные яблоками и конфетами елки. И с их помощью, а так же с помощью немцев-лютеран, елка начала свое победное шествие по России. Елочный ажиотаж начался в Петербурге на рубеже 1840-х годов. Мода на «немецкое нововведение», захватившее сначала обитателей состоятельных домов, а затем и все население столицы, подкреплялась и безумной популярностью немецкой литературы, прежде всего Гофмана, чьи «елочные тексты» (например, «Щелкунчик») были на пике популярности. Первая «публичная» елка была устроена уже в 1852 г. на Екатерингофском вокзале. А затем ель завоевала и всю Россию, став к концу XIX века обычным явлением и непременным атрибутом Рождества. Что касается привычных нам елочных игрушек, то они появляются только в конце XIX века. Т.е. сами по себе елочные украшения появились в середине XVвека. Сто лет спустя немецкие стеклодувы из Лауша создали первые стеклянные игрушки. Сначала они были массивными и тяжелыми. Эти громоздкие украшения сильно уступали распространившейся тогда раскрашенной яичной скорлупе, фигуркам из цветной фольги и тонкого слоя чеканной латуни. Мало того, они еще и были очень дорогими, так что позволить их могли разве что князья и богатые городские приходы. К началу XIXвека производство елочных игрушек вышло совершенно на другой уровень. Теперь яркие шишки, раскрывающиеся от обилия орешков и символизирующие Церковь, исполненную плодов благодати, стали делать в Богемии. Переворот в производстве игрушек произошел всего лишь по тому, что в стеклодувном производстве стали активно использовать газовые горелки, которые позволяли быстрее делать украшения и придавать самые различные формы. Примерно в это же время появляются бенгальские огни и первые электрические гирлянды. В 1910 г. появляется канитель, которую делают из оловянной фольги, а в 20-е годы широкое распространение получает искусственный снег. В нашей стране елка просуществовала до 1927 году. Почему большая часть населения отнеслась к этому спокойно? В первую очередь, потому что велась активная антирелигиозная пропаганда и внушение детям, что зимние праздники чисто буржуазная глупость. В одном из педагогических изданий тех лет приводится рассказ учительницы о том, как она со своими третьеклассниками перед Новым Годом нарядила в школе елку, повесив на нее игрушки, экспроприированные у зажиточных семейств. Дети трудились несколько дней, развешивая украшения и расставляя свечи. Праздник прошел великолепно. Самое неожиданное случилось в конце. Дети набросились на прекрасное дерево и в считанные минуты разгромили его, перебив и переломав почти все игрушки. На изумленный вопрос учительницы они ответили, что это все буржуазное, классов чуждое и должно быть уничтожено. Тем не менее, в 1936 году в газете «Правда» появилась небольшая статья Павла Постышева, призывающего вернуть советским детям елку. Так зеленая красавица вновь вернулась в обиход. Первая государственная елка была поставлена в Колонном зале уже через год. Теперь она была увешана советской символикой с серпами и молотами. Впрочем, в этом смысле Советы не были первыми. Во времена кайзеровской Германии на верхушку ели стали водружать пики, которые символизировали отнюдь не зимние сосульки, а военные каски тех времен. Советская власть заменила шестиконечную звезду на пятиконечную. Интересно, что она была не только красной, но и серебряной. А после Второй Мировой войны появились золотые звезды, похожие на звезды героя. Это была елка-победительница. Каждая эпоха приносила свои игрушки. В хрущевские времена на елочных ветвях появились задорные космонавты, ракеты и, конечно, кукуруза. Брежневские времена принесли запорошенные снегом избушки, пластиковых зайчиков и дедов морозов. В конце 70-х в больших городах появились игрушки из ГДР. На них красовались не только снежинки, но и золотые шестиконечные звезды. Да и привычная советская пика теперь была украшена колокольчиками, а по центру шара-основания пики красовалась все та же странная звезда. Конечно, возвращение старых дореволюционных традиций елочных игрушек начались с 90-х и в наши дни легко можно найти Святое Семейство, волхвов и овечек, которые можно поставить на елку ил повесить на зеленые ветки. Теперь обратимся к толкованию смысла рождественской елки. Одни говорят, что елка – символ райского древа жизни, доступа к которому из-за своего непослушания некогда лишились Адам и Ева, но родившийся в иудейском городке Спаситель вновь открыл для каждого верующего двери вечной жизни, благодаря древу голгофского креста. Другие считают, что традиция устанавливать елки перед Рождеством основывается на одном из мессианских текстов Ветхого Завета: «И произойдет отрасль от корня Иесеева, и ветвь произрастет от корня его» (Ис 11,1). Народные благочестивые легенды предлагают свои версии. Говорят о том, что невесть откуда взявшаяся в Палестине елочка закрыла от северных ветров вход в пещеру, где родился Спаситель. Другая рассказывает историю о ели, оливе и пальме. Олива принесла в подарок Младенцу Христу золотые плоды. Пальма предложила свои листья как защиту от зноя и непогоды. Только елочка не знала, что подарить. Тогда она заплакала слезами прозрачной смолы. И вдруг свершилось чудо. С неба посыпались звезды и стали прилипать на просмоленные ветви. И маленькая скромная елочка стала сверкать и переливаться тысячами огней. С тех пор, повествует легенда, люди в Рождество украшают елки и зажигают на них яркие свечи. Свой смысл имеет и крестовина, на которую ставят елку. Она напоминает о Страстях Христовых, из которых произрастает Древо Вечной Жизни. Интересно, что в советское время, когда был запрет на все, связанное с религией, власти позаботились о том, чтобы убрать всю возможную символику с новогодней елки, а вот про крестовину как-то не вспомнили. Впрочем, в 70-е годы и этот пробел был восполнен советской промышленностью и для елок появились специальные пластиковые кашпо, снабженные привычными пятиконечными звездами. Но все-таки то место, где непременно должна быть звезда, это – верхушка елки. По давней традиции ее укрепляют в память о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам с Востока путь к яслям Богомладенца. Разноцветные елочные шары, связные с традицией украшения сухих веток фруктами, поучительно показывающей, что мы не можем приносить плода сами по себе, но лишь прибывая во Христе. Притаившиеся среди зеленых лап фигурки поющих ангелов, пастухов и овечек, напоминают нам о событиях святой ночи, произошедших недалеко от Вифлеема. На них же намекают висящие на ветвях колокольчики, подобные тем, которые одевают на своих подопечных пастухи. Так же не случайно украшается елка горящими свечами или фонариками, их прообразами являются огни костров и звезды, светившие для вифлеемских пастырей в ту поистине великую ночь. В то же время свечи являются символом Христа как Света миру. Бусы, гирлянды и цепи напоминают о святости и страдании. Флажки символизируют борьбу за веру. Это своеобразные маленькие хоругви, развешанные среди лап Древа Жизни. Нередко появляющиеся на елки птички напоминают в первую очередь о голубе, символизирующем Благовещение. В заключение стоит сказать и несколько слов о песенках про елочку, сопровождающих зимние праздники в нашей стране. В первую очередь стоит вспомнить замечательные стихи Раисы Кудашевой «В лесу родилась елочка» и Зинаиды Александровой «Маленькой елочке холодно зимой». Раиса Адамовна Кудашева опубликовала свое стихотворение в 1903 г. Легенда говорит о том, что изначально оно было написано для рождественского праздника, который устраивался в гимназии, где работала поэтесса. В 1905 г. появилась мелодия. Ее сочинил Леонид Карлович Бекман. Простая мелодия появилась в трудное время забастовок в Москве: не ходили трамваи, не работал водопровод, строились баррикады. Бекман сочинил мелодию в подарок на день рождения своей старшей дочери, ноты записала его жена. Леонид Карлович, ученый-агроном, выпускник Сельскохозяйственной академии (Тимерязьевской), не знал музыкальной грамоты. В процессе написания песенки было потеряно несколько первых строк, но произведение от этого только выиграло. Что же касается «Маленькой елочке холодно зимой», это – произведение уже советского периода. Его написала дочь петербургских учителей Зинаида Александрова. После смерти родителей она попала в детский дом, потом работал на прядильной фабрике. Путь в большую литературу ей открыли коллеги по работе, отправившие ее произведение в журнал «Работница». Через несколько лет Александрова выпустила несколько сборников «взрослых» стихов, а в тридцатые годы поэтесса обратилась к детским произведениям. Так появилось и стихотворение «Маленькой елочке…» Музыку к нему написал именитый композитор и фольклорист Михаил Иванович Красев, большую часть своего творчества посвятивший детям. Анна Гольдина Рускатолик У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении. Те, кто заперт в Храме Забвения, исчезают неслышно как призраки, растворяясь немым отражением в зеркалах сожалеющих изредка. ©
![]()
Сообщение №86
Рождество Христово -традиции празднования
Праздник Рождества для каждого католика знаком и любим с детства. Во всех странах мира люди наряжают вечнозеленые деревья и идут поклониться Младенцу, лежащему в яслях. Традиции празднования Рождества разнятся в зависимости от страны, но их объединяет одно - встреча Божественного Дитя и Его почитание. Сочельник В канун Рождества Христова дом должен быть уже готов к грядущему празднику - до блеска вымыт, убран и украшен. Ставится и украшается Рождественская ель, которая символизирует Древо Жизни. Во многих странах принято вешать Рождественский венок на входную дверь дома. Часто ставят самодельные вертепы - из бумаги, из фигурок, просто репродукцию хоть на открытке. В храме или возле храма вертеп ставят обязательно. В Сочельник по древней традиции принято соблюдать пост и не есть до первой звезды, что служит воспоминанием появления звезды на Востоке, возвестившей рождение Спасителя, но уставом это не предписано. Обычно за праздничный стол садятся ближе к вечеру, чтобы было достаточно времени до ухода на праздничную мессу. В некоторых местах принято класть сено под скатерть как воспоминание о сене в яслях. По традиции на стол ставят 12 постных блюд (по числу апостолов). Постных, значит, без мяса и алкоголя. За столом оставляют свободное место для возможного нежданного гостя. Для Спасителя не было места в домах Вифлеема, пусть же будет для Него место в наших домах под видом странника. Этот обычай - так же знак памяти о близких и дорогих людях, которые не могут в этот день встретить праздник вместе с семьей. Трапезу Сочельника обычно возглавляет отец семейства (если она проводится в семье). На столе зажигаются свечи, читается отрывок из Евангелия о Рождестве (чаще всего от Луки), далее следует общая семейная молитва. После этого все садятся за стол и, прежде чем приступить к трапезе, обмениваются облатками - пресным рождественским хлебом. Каждый отламывает по кусочку облатки у каждого, произнося при этом свои поздравления и пожелания, потом эти кусочки съедаются. В конце трапезы перед уходом на мессу может быть обмен рождественскими подарками или это может быть отложено до самого Рождества. Обычай дарить подарки связан с воспоминанием о трех волхвах, что принесли дары Младенцу. В разных странах принято по-разному - где-то дарят на день св. Николая (особенно детям), где-то в день св. Люции, где-то в Сочельник или на само Рождество, а где-то и на Богоявление, когда непосредственно вспоминаются волхвы, но все же доминирует обычай дарить подарки 24-25 декабря. Святая Месса В центре праздника, конечно, участие в Святой Мессе. Вечером 24-го служат мессу Навечерия Рождества, которая знаменует собой рождение Христа и начало Рождественского времени. Начиная с этой мессы, во время пения/чтения Символа веры все опускаются на колени при словах, касающихся тайны Боговоплощения (...и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и ставшего человеком....). В конце мессы Навечерия Рождества в вертеп кладут фигурку Младенца. В полночь служится так называемая "Пастушеская" месса. Пастушеская, потому что вспоминается, как пришли пастухи поклониться родившемуся Христу. Все логично - сначала Он родился, потом пришли Ему поклониться. Так же днем 25-го декабря служится по меньшей мере одна Рождественская месса. Обязанность участия в Литургии на Рождество считается выполненной, если человек присутствовал на одной из месс 24 или 25 декабря, но многие идут дважды - и 24, и 25-го. Рождество На Рождество принято собираться на праздничную трапезу всей семьей, которая уже гораздо роскошнее трапезы в Сочельник. Традиционные блюда разные в каждой стране - часто это жареный гусь или поросенок, какое-нибудь фигурное печенье на сладкое, но вообще все зависит от умения и фантазии хозяйки дома. Не так важно, что готовить, важно делать это с любовью и желанием поделиться радостью. Рождественское время В Рождественское время, которое длится до праздника Крещения Господня (1-е воскресенье после Богоявления), принято ходить друг к другу в гости, петь колядки и дарить подарки. Молодежь в деревнях любит ходить по соседям с рождественскими песнями за угощением. Конечно, нельзя забывать и о молитве и созерцании тайны Рождества, о помощи бедным. Так же в Рождественское время принято приглашать домой священника, чтобы он освятил дом и благословил живущих в нем, а так же побеседовал с домочадцами. Те, кто заперт в Храме Забвения, исчезают неслышно как призраки, растворяясь немым отражением в зеркалах сожалеющих изредка. ©
![]()
Сообщений: 86
• Страница 4 из 4 • 1, 2, 3, 4
|
Кто сейчас на конференции
Сейчас эту тему просматривают: ClaudeBot [Bot] и гости: 0





