Объявление
Поздравляем с Днём Рождения!
Злая Аглая

Святой Христофор - кто он? Странности изображения.

Модератор: zayka

Сообщение №1

Сообщение Vetinari » 02 дек 2015, 14:58

Изображение
http://pro-vladimir.livejournal.com/225001.html

В ризнице Покровского кафедрального собора Рогожской Слободы хранится удивительная икона святого мученика Христофора, традиционно изображаемого с головой пса или лошади. Образ святого настолько интересен, многогранен и в то же время необычен, что неизменно рождает массу вопросов, касающихся своего происхождения.

Данная икона вошла в иллюстрированную энциклопедию «Древности и духовные святыни старообрядчества» как одна из жемчужин Рогожской ризницы. Мы приводим для читателей «Старообрядческой мысли» подробное исследование происхождения традиции изображать святого именно так, благо что в синодальной церкви после никоновских реформ образ попал под немотивированный запрет.

[+]
Скрытый текст


РОГОЖСКАЯ РИЗНИЦА Святой мученик Христофор.
г. Ветка. Конец XVIII в. Дерево, левкас, темпера. 44,9х37,6 см. На тыльной стороне надпись киноварью: «В домъ Алезандра Дими/трiева Шышкина».
Мученик Христофор представлен псоглавым, по пояс, в повороте влево. На левом плече тонкое красное копье, которое он придерживает левой рукой, правая рука поднята в двуперстии. Человеческие глаза смотрят на зрителя, коричневые волосы длинными локонами ниспадают на плечи. Доспех, застежка плаща и наконечник копья золотые, с черневым рисунком по тому же листовому золоту, которое покрывает также нимб святого, фон и поля иконы. Личное письмо исполнено обычным санкирным приемом: на светло-коричневую подложку кладется более светлое красноватое охрение с последующими высветлениями. В результате передается смуглый цвет кожи. Мастеру удается придать звериной личине благостное умильно-доверчивое выражение. В моделировке тканей ощутима зависимость от стилистики барокко и рококо. На плаще рисунок и притенения складок коричнево-малиновые, завершающие высветления исполнены золотопробельным приемом. В верхней части средника надпись: «С(ВЯ)ТЫЙ МУ(ЧЕНИК) ХРИСТОФОРЪ».
Колорит иконы строится на сочетании малинового тона плаща с голубым тоном рубахи святого и с коричневым тоном личного. Плотное желтое золото служит их объединению и созданию условной глубины. Работа мастера цветом, приемы моделировки формы, а также цвет и ритм полосок, составляющих обрамление средника и всей иконы, характерны для иконописи Ветки конца XVIII в. // В.М. Сорокатый.

Изображение
[+]
Скрытый текст


В основу данной заметки легло научное исследование С.К. Черновой – ведущего специалиста Череповецкого музейного объединения.

В Череповце также хранится изображение св. мученика Христофора Псеглавца, датированное 17 веком, однако это не единственное место, где заинтересовались историей необычного образа. Блогер carabaas делится историей появления образа св. мученика Христофора с собачьей головой из коллекции икон Ростовского музея:

В Ростовском музее эта икона эта находится изначально, и попала туда по распоряжению новообрядческого Архиепископа Ионафана (благословением которого был создан сам музей в 1883 г.). Предыстория появления иконы была описана в Епархиальных Ведомостях так:

“При обозрении в августе 1880 г. епархиальных церквей Его Высокопреосвященством в церкви села “Богородского в Осеку” усмотрена была между прочим икона мученика Христофора, в рост человека, с головой животного, а именно песьей. Владыка заметил причту все неприличие в храме таковой иконы и приказал оную вынесть из храма”…

Христофор – святой мученик, почитаемый Православной и Католической церквями, живший, по преданию, в 3 веке н.э. Житие святого Христофора, распространявшееся на Кипре и позднее на Руси, гласит, что святой был очень красив, но, дабы избежать соблазна, упросил Господа обезобразить его внешность. Этой версии придерживаются и современные богословы, а также Рогожские старожилы, подчеркивая изначальную обычность святого и в то же время «примиряясь с внедрившимся в столетия мифологизированным русским обликом святого». (цитата из Энциклопедии «Мифы народов мира». М., 1982. Т. 2, С. 604).

Изображение
Восточная традиция почитания св. мч. Христофора

Предание восточной традиции гласит (см.: Жития святых, на русском языке. С. 290; Минея – Май. Ч. 1, С. 363), что в годы правления императора Деция Траяна, человек, носивший имя Репрев, был захвачен во время боя с племенами в восточном Египте. Это был человек огромного роста, киноцефал (т.е. с пёсьей головой), как и все представители его племени.

Ещё до крещения Репрев исповедовал веру во Христа и обличал тех, кто преследовал христиан. Император Деций прислал за ним 200 воинов. Репрев подчинился без сопротивления. В пути произошли чудеса: жезл в руке святого расцвел, по молитве его умножились хлеба, подобно умножению хлебов Спасителем в пустыне.

Vetinari
 
Автор темы

Сообщение №2

Сообщение Vetinari » 02 дек 2015, 14:59

Воины, сопровождавшие Репрева, были поражены чудесами, уверовали во Христа и вместе с Репревом были крещены антиохийским епископом Вавилой. После крещения Репрев получил имя «Христофор». Когда Христофор был приведен к императору, тот призвал двух женщин-блудниц и приказал им склонить святого отречься от Христа, но женщины, вернувшись к императору, объявили себя христианками, за что были подвергнуты жестоким истязаниям и скончались мученицами. Деций приговорил Христофора к казни, и после жестоких истязаний мученику остекли голову. (см.: Жития святых, на русском языке. С.290). Одним из чудеммученико было то, что он остался невредимым после того, как император приказал поместить его в раскалённый медный ящик.
Изображение

В Антиохии память мученика начали почитать не сразу после кончины, но некоторое время спустя, так что даже его подлинное имя забылось и было заменено почетным званием Христоносец (Christophoros). Это вполне понятно, так как святой не был членом местной Церкви, но был иноземцем, служившим в специальной когорте римской армии в Сирии. Тем более, что Христофора крестил не антиохийский епископ, а находившийся в изгнании александрийский пресвитер Петр, который после казни выкупил тело святого и переправил на родину.В искусстве Византии существовало несколько вариантов изображения мученика, которые сформировались уже в раннюю эпоху. Наиболее часто встречается образ юноши, облаченного в патрицианские одежды (фрески Дечан и церкви святого Климента в Охриде) или в воинские доспехи. Последний вариант представлен росписями Старой церкви (Токали Килиссе в Гереме, Турция, Х – XI вв.), в мозаиках монастыря Осиос Лукас (вторая четверть XI в.). На Руси изображение святого Христофора как юного воина сохранилось в арке диаконника церкви святого Георгия в Старой Ладоге (последняя четверть XII в.).

Изображение
http://starove.ru/obychai/tajna-svyatogo-muchenika-hristofora-s-golovoyu-pyosej-psa/

Vetinari
 
Автор темы

Сообщение №3

Сообщение zayka » 02 дек 2015, 17:05

Житие святого сообщает нам, что святой Христофор до крещения имел имя Репрев (Ρεπρεβος – отверженный, осужденный).

[+]
Скрытый текст


Память святого Христофора и других святых мучеников, с ним пострадавших, празднуется в Кипариссии – местности в Константинополе – в день его кончины, близком ко дню кончины святого великомученика Георгия. Согласно с актами мученика день его кончины все древнейшие календари, восточные и западные, относят к 23 апреля.

Хранившиеся некоторое время в Константинополе мощи и голова святого затем были перевезены на остров Раб в Хорватии. Когда норманны вторглись на остров и осадили город Раб, горожане поместили мощи Христофора на стены. Чудесным образом ветер изменился и корабли отнесло от острова. Одна из крупных средневековых крепостей г. Раб названа в честь святого Христофора.

День памяти святого мученика Христофора в православном календаре 9 (22) мая.

Добавлено спустя 3 минуты 19 секунд:
В православии Христофор часто изображается псоглавым. При этом синаксари указывают, что этот облик, как и происхождение святого из страны кинокефалов, следует понимать как символическое указание на его грубость и свирепость в период пребывания язычником. Однако, как говорится в житии Христофора, «когда святой был приведен к императору, то последний при виде его почувствовал ужас и неожиданно упал навзничь, а потом, придя снова в себя, задумал заставить его отречься от Христа...». Таким образом сам вид святого был необычен и он уже к этому времени не был язычником. Поэтому здесь речь идет не о символическом образе святого, а о реальном.

[+]
Скрытый текст


Старообрядцы продолжали (и до сих пор продолжают) почитать Христофора-кинокефала, а запрет «господствующей церкви» лишь подтвердил и усилил это почитание. Свияжская иконописная традиция изображает Христофора не с собачьей, а с лошадиной головой. Необходимо отметить, что и в поздних русских памятниках святой изображается не с песьей головой, а с головой, более походящей на лошадиную.

http://www.pravoslavie.ru/48431.html

Добавлено спустя 3 минуты 54 секунды:
По моему вполне возможен какой-нибудь порок развития лица.
Бессмысленно осмысливать смысл неосмысленными мыслями!

zayka
 

Сообщение №4

Сообщение BattleAngel » 02 дек 2015, 17:16

zayka писал(а) on 02 дек 2015, 17:12 [?]на керамичесчкой иконе VI–VII веков македонского происхождения. На ней Христофор вместе со святым Георгием поражает змия.


Изображение
:shuffle:
Сколько нужно демократии, чтобы свобода слова не зависела от громкости команды?
«Мир кажется таким несправедливым, когда с Россией никто не воюет!» - Премьер-министр Великобритании Палмерстон (1784–1865)

BattleAngel
 

Сообщение №5

Сообщение Sunny Davis » 02 дек 2015, 20:36

Выглядит инопланетно, словно и не человек вовсе.

Sunny Davis
 

Сообщение №6

Сообщение Шелестень » 02 дек 2015, 22:28

Sunny Davis писал(а) on 02 дек 2015, 20:36 [?]словно и не человек вовсе.

Анубис сразу вспоминается, по сходству изображения
Чтоб добиться своего, всех в лягушек превращай.

Шелестень
 

Сообщение №7

Сообщение Vetinari » 02 дек 2015, 23:10

Луна писал(а) on 02 дек 2015, 22:28 [?]Анубис сразу вспоминается, по сходству изображения

Пора менять аватарку... :scratch:

Vetinari
 
Автор темы

Сообщение №8

Сообщение zayka » 03 дек 2015, 11:20

Я ж говорю, какой-то порок развития лиза, а может к нему впридачу и гормональные нарушения(гигантизм, акромегалия)...
Бессмысленно осмысливать смысл неосмысленными мыслями!

zayka
 

Сообщение №9

Сообщение Мифсла » 03 дек 2015, 11:25

Мне нравится думать, что были такие люди. Симарглы

Мифсла
 

Сообщение №10

Сообщение zayka » 03 дек 2015, 11:28

А , кстати, и имя при рождении ему данное вполне подходящее - Отверженный..
На мысль об акромегалии меня натолкнуло 3-е изображение из первого поста.
Бессмысленно осмысливать смысл неосмысленными мыслями!

zayka
 

Сообщение №11

Сообщение Шелестень » 03 дек 2015, 15:47

zayka писал(а) on 03 дек 2015, 11:20 [?]акой-то порок развития лиза, а может к нему впридачу и гормональные нарушения(гигантизм, акромегалия)

а бывают же болезни, когда человек покрыт густыми волосами весь
Чтоб добиться своего, всех в лягушек превращай.

Шелестень
 

Сообщение №12

Сообщение Vetinari » 03 дек 2015, 19:15

Луна писал(а) on 03 дек 2015, 15:47 [?]а бывают же болезни, когда человек покрыт густыми волосами весь

Это не болезнь, это атавизм, как и хвост.

Vetinari
 
Автор темы


Вернуться в Религия

  • Последние обсуждения

Кто сейчас на конференции

Сейчас эту тему просматривают: ClaudeBot [Bot] и гости: 0

При полном или частичном использовании материалов данного форума обязательна активная прямая ссылка.
Uptime по данным Ping-Admin.Ru - сервиса мониторинга доступности сайтов Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика
Права на часть смайликов принадлежит порталу http://www.kolobok.wrg.ru
Прокрутить вверх
Прокрутить вниз