Сообщение №26
MaSher » 24 апр 2017, 09:16
Voyager писал(а) on 24 апр 2017, 03:06 ![[?]](/ajax_preview_window/view.gif) начинать опять проповедования и религиозные споры там, где им не место.
теперь слово Бог и Библия вообще на форуме не произнести? Споры можно вести с теми, кто понимает, о чем предмет спора. Большинство же здесь о том, что говорится в Библии, имеют весьма смутное представление. Вот той же Юльке было интересно узнать, как соотносится то, что сказано в Библии о сотворении мира, и наука. И как раз это объяснение именно в эту тему прекрасно бы легло. Но когда администратор, лишь увидев слово Библия, тут же затыкает говорящему рот...
-
MaSher
-
Сообщение №27
Ведьмежонок » 24 апр 2017, 09:52
Voyager писал(а) on 24 апр 2017, 03:06 ![[?]](/ajax_preview_window/view.gif) ...почему бы было не завести тему сразу в разделе "Религия"? Нет, сами сказания о создании мира - очень интересны, но вот продолжение... ...снести тему в нужный раздел недолго
Интересное восприятие предложения перенести тему.
Надо только выучиться ждать, Надо быть спокойным и упрямым.
-
Ведьмежонок
-
Сообщение №28
GalinovMost » 24 апр 2017, 10:00
Индия В мифологии каждого народа есть предания о том, как по воле богов из первобытного хаоса возникли Вселенная, Земля, жизнь. В Древней Индии бога — творца мира называли Брахма. И вся Вселенная будет существовать столько времени, сколько проживет бог-творец, — ровно сто лет, но не обычных, «человеческих», а «божественных». Даже нам, живущим в XX в., трудно представить себе срок жизни Брахмы. Он равен 311 триллионам 40 миллиардам «человеческих» лет. Владыка всего сущего прожил пока пятьдесят божественных лет. Он на середине жизненного пути. Астрономы современности не осмеливаются заглянуть в столь далекое прошлое и будущее. А легенды рассказывают, что произошло триллионы лет назад. ...В океане, у которого не было ни глубины, ни ширины, ни поверхности, ни дна, плавало чудесное золотое яйцо. Каких размеров оно было, сказать невозможно, потому что сравнить величину его было не с чем. В этом яйце спал и набирался сил Брахма. Наконец настало время пробуждения. Самой первой проснулась мысль древнейшего из богов. Сила мысли Брахмы была так велика, что именно она, мысль, разделила космическое яйцо. Одна его половинка стала сушей, другая — небом, а между ними возник воздух. На небе Брахма поместил звезды. А на земле появились горы и равнины, реки и моря. Оглянулся вокруг Брахма, и ему стало скучно и даже немного страшно оттого, что был он во всем создаваемом мире один-одинешенек. Одиночество ведь никогда и никому не приносит радости. Глубоко вдохнул, а потом выдохнул воздух Брахма. Из его дыхания возникли духи-асуры, добрые и злые. С каждым выдохом их становилось все больше. Они построили себе крепости на небе, земле и под водою. Бог — творец мира подумал о том, что плохо будет во Вселенной, если ее населят только духи, и решил создать в противовес им богов. Он снова напряг силу своей мысли и заставил богов рождаться из собственных ушей, рук, пальцев ног. Старшим из них был Маричи, рожденный из души Творца; из глаз его родился второй сын — Атри; третий — Ангирас — явился из уст Брахмы; четвертый — Пуластья — из правого уха; пятый — Пулаха — из левого уха; Крату, шестой — из ноздрей Прародителя. Сыном Маричи был мудрый Кашьяпа, от которого произошли боги, демоны и люди, птицы и змеи, исполины и чудовища, жрецы и коровы и многие другие существа божественной или демонической природы, населившие небеса, и землю, и подземные миры. Атри, второй из сыновей Брахмы, породил Дхарму, ставшего богом справедливости; Ангирас, третий сын, положил начало роду святых мудрецов Ангирасов, старшими из которых были Брихаспати, Утатхья и Самварта. Седьмым сыном Брахмы, седьмым из Владык созданий, был Дакша. Он вышел из большого пальца на правой ноге Прародителя. Из пальца на левой ноге у Брахмы родилась дочь; имя ее — Вирини, что означает Ночь; она стала женой Дакши. У нее было пятьдесят дочерей, и тринадцать из них Дакша отдал в жены Кашьяпе, двадцать семь — Соме, богу Луны, — эти стали двадцатью семью созвездиями на небе; десять дочерей Дакши стали женами Дхармы. И еще родились у Дакши дочери, коим определено было стать женами богов и великих мудрецов. Старшая из дочерей Дакши, Дити, супруга Кашьяпы, была матерью грозных демонов — дайтьев; Дану, вторая дочь, породила могучих исполинов — данавов. У третьей — Адити — родились двенадцать светлых сыновей — адитьев, великих богов. Варуна, бог океана, Индра, бог грозы и грома, Вивасват, бог солнца, которого называют также Сурья, были могущественнейшими из них; но всех превзошел славой младший из сыновей Адити, Вишну, хранитель мироздания, владыка пространства. Издревле сыновья Дити и Дану — их называют обычно асурами — были врагами богов, сыновей Адити. И борьба между асурами и богами за власть над Вселенной длилась много веков, а не было конца их вражде.
Потом Брахма потерял счет своим потомкам. Ему некогда было считать своих внуков, правнуков, потому что он был занят созданием жизни на земле: людей, растений, животных, птиц, насекомых. Всем этим миром Брахма поручил управлять богам. А сам прилег под волшебной шелковицей отдохнуть.
я трачу время как монетки нелепо буднями звеня а может это время тратит меня
-
GalinovMost
-
Сообщение №29
Шелестень » 24 апр 2017, 12:24
Voyager, если хочешь и считаешь нужным, переноси. Но я специально заводила ее здесь, чтобы темы религий касаться по-минимуму. Чтобы те, кому тема легенд интересна, не боялись в ней писать из-за раздела. Лично мне интересен сам аспект сходства образов в легендах и мифах. Вода, яйцо, птицы и проч. Да, так получается, что и с ВЗ есть сходство. Если бы я знала тексты вед, Торы, Корана, я бы и их сравнила с мифами. Если бы нашла легенды кельтов или сказания древних ирландцев - тоже.
Я, к сожалению, не апостол, чтобы проповедовать. И вера в этой теме не при чем. Очень надеюсь, что прочитавшие все сообщения здесь, понимают это.
Последний раз редактировалось Шелестень 25 апр 2017, 02:46, всего редактировалось 1 раз.
Чтоб добиться своего, всех в лягушек превращай.
-
Шелестень
-
- Автор темы
Сообщение №30
Ведьмежонок » 24 апр 2017, 12:30
Тогда, если написанное будет неожиданно резким (или еще каким "не таким"), не удивляйтесь  Перенести мы хотели именно потому, что MaSher писал(а) on 24 апр 2017, 09:16 ![[?]](/ajax_preview_window/view.gif) Споры можно вести с теми, кто понимает, о чем предмет спора.
А тут могут совсем непонимающие забрести ненароком, как с космосом вышло. Всякие люди по форуму ходят.
Надо только выучиться ждать, Надо быть спокойным и упрямым.
-
Ведьмежонок
-
Сообщение №31
Шелестень » 24 апр 2017, 12:33
Ведьмежонок писал(а) on 24 апр 2017, 12:30 ![[?]](/ajax_preview_window/view.gif) Тогда, если написанное будет неожиданно резким (иди еще каким "не таким"), не удивляйтесь Перенести мы хотели именно потому, что
Я надеялась, что тема привлечёт людей живо думающих и готовых искать сходства и различия в понятиях и образах. Но потом увидела, что в ней не пишут именно потому, что боятся, что верующие все скатят к религии. И я понимаю эти страхи. Мне и самой бы хотелось здесь этого касаться не в аспекте веры, а именно в контексте понимания символов людьми по всей нашей планете в разные времена. Добавлено спустя 1 минуту 16 секунд:Ведьмежонок писал(а) on 24 апр 2017, 12:30 ![[?]](/ajax_preview_window/view.gif) А тут могут совсем непонимающие забрести ненароком, как с космосом вышло. Всякие люди по форуму ходят.
Я все таки надеюсь, что тема и ее рамки очерчены достаточно чётко.
Последний раз редактировалось Шелестень 24 апр 2017, 13:23, всего редактировалось 1 раз.
Чтоб добиться своего, всех в лягушек превращай.
-
Шелестень
-
- Автор темы
Сообщение №32
Шелестень » 24 апр 2017, 13:15
У кого-нибудь есть информация по легендам делаваров, ирокезов?
Чтоб добиться своего, всех в лягушек превращай.
-
Шелестень
-
- Автор темы
Сообщение №33
GalinovMost » 24 апр 2017, 13:45
В ирокезской и алгонкинской мифологической традиции черепаха символизирует землю. Сюжет мифа одинаков у всех групп северных ирокезов: женщина, вступившая в какой-то конфликт с мужем, сброшена с неба, или случайно проваливается в отверстие на нем. Эта упавшая с верхнего мира женщина и есть «прабабка людей» Атаентсик (Авенхан). Падающей женщине оказывает поддержку и помощь группа животных - бобр, ондатра, выдра и черепаха. Комок земли со дна достает ондатра и кладет на панцирь черепахи. Постепенно комок разрастается и образует сушу, опорой которой продолжает оставаться панцирь. Один из мифов объединяет создание земли с мотивом Мирового древа и решающую роль черепахи в этом предприятии. Миф повествует, как "в самом начале миротворения верховное божество решило посадить в первозданном океане гигантское мировое дерево. Но для него нужна была прочная опора. Собравшиеся на совет звери решили извлечь со дна океана землю. Когда же эта задача была решена, встал вопрос: на чем укрепить ее? Взять за себя ответственность подпирать вселенную согласилась черепаха Хах-ху-нах. На ее крепкий панцирь были помещены извлеченные со дна кусочки ила, которые постепенно разросшись, образовали землю".(4)
По мифу шейенов бабка-черепаха используется как опора земли, а в космогоническом мифе чиппева черепаха является воплощением мужского образа. Когда по желанию брата сестра проваливается сквозь землю, она падает на эту черепаху посреди моря и рожает дочь, которую черепаха берет в жены. От нее рождаются близнецы Кремень и Венебожо. Кремень убивает мать при рождении, Венебожо убивает Кремня. Согласно другому источнику бабка Венебожо, то есть Мать-Земля, есть женщина-Жаба.
В мифологических представлениях ирокезов и гуронов черепаха не только являлась опорой земли, но и владела огнем. Известен миф о братьях-близнецах, антагонистах Иоскехе и Тавискироне. Иоскеха - создатель солнца и человеческого рода, получив от черепахи, поддерживающей землю, дар добывания огня и первый початок кукурузы, все это передает людям. По другому преданию в давние времена могучий и громадный змей, живым кольцом охвативший землю, чтобы погубить все живое, стал извергать из своей пасти нескончаемые потоки воды. Великий герой по имени Нанабуш, предок людей и животных, решил спасти своих погибающих потомков. Для этого он "сотворил громадную черепаху, подобную плавучему острову. На ее спине и укрылись от опасности люди и звери". В этом мифе черепаха выступает не только опорой, но и самой землей.
У делаваров было два основных варианта космогонического мифа. Первый был близок мифу ирокезов и чиппева: упавшая женщина, черепаха становится основой земли. Согласно другому варианту, когда землю заливает потоп, черепаха служит плавучим средством для выживших и везет их к новой земле, достает землю со дна или служит основой, на которую помещают землю другие персонажи.
В мифе дакота черепаха тоже связана творением после потопа: приносит во рту землю из-под вод потопа, аводная птица – травинку. «Землю и травинку положили на черепаху, из них выросла суша. Лишь посвященные знают, что черепаха есть земля и мы живем на ее панцире».(1) В мифе арапахо действие тоже связано с потопом: во время потопа Создатель "сам превращается в красноголовую утку и вместе с черепахой приносит глину со дна. Земля вырастает, черепаха сама представляет собой землю".(1) Для индейцев Калифорнии - винту, мивок и патвин - образ черепахи служил метафорой Вселенной. Считалось, что в начале времен черепаха была сушей и плавала в океане, как остров. Когда первые люди превратились в духов, черепаха вместе с ними перебралась на небо и «стала небесной твердью, заняв центральное место в деревне небожителей. Под брюхом черепахи горел огонь - солнце, теплом которого грелись небожители, а живущие на земле индейцы страдали от холода и темноты. Они отправили в небесный мир койота, мышь и птицу с целью получить частичку огня». Койоту удалось хитростью выкрасть огонь, который герои выронили во время погони за ними. Этот небесный огонь превратился в утреннюю зарю, а в варианте – «упал в озеро и поднялся над сушей в образе солнца».(5) У индейцев пауни огонь, горящий вцентре церемониального дома «осмысливался и как утренняя звезда (военный вождь) и как черепаха (метафора мироздания). Пауни полагали, что голова священной черепахи всегда обращена на восток, туда, где боги совершают “акт творения мыслью”. Хвост указывал на запад, где “делаются вещи”. Четыре ноги представляли собой опоры небесного свода».(5) Индейцы зуньи считали, что души умерших превращаются в черепах. Раз в год в середине лета черепах отлавливали и приносили в свои дома. Для этого случая индейцы надевали парадные одежды и маски. Черепах торжественно вносили в дом, а встречающие пытались узнать в черепахах своих умерших родственников. Черепах угощали лучшими кушаньями и напитками, оказывали им знаки внимания, а на следующий день... убивали. Но даже в этом случае зуньи не ели черепашье мясо. Они "хоронили" мясо и кости в речных водах, чтобы черепахи могли обрести вечную жизнь, чтобы они возвратились к своим товарищам "в темные воды озера смерти". (6) Черепаший панцирь вешали в доме и почитали как святыню. Использованные материалы:
1 Ю.Е. Берёзкин. Мир черепахи: от детских рассказов до космогоний. В связи с оберегом из североамериканской коллекции МАЭ; 2 Мифы народов мира, т.I; 3 В.В. Евсюков. Восточно-азиатский палеолитический миф о сотворении земли//История и культура народов Азии; 4 В.В. Евсюков. Мифы о вселенной; 5 Е.А.Окладникова Модель Вселенной в системе образов наскального искусства тихоокеанского побережья Северной Америки; 6 З.П. Соколова. Животные в религиях.
Добавлено спустя 5 минут 7 секунд: В мифах племени ирокезов рассказывается, что в изначальные времена существовали животные. Ондатра нырнула на дно мирового океана, добыла горсть земли и насыпала ее не спину черепахи. Так образовалась земная твердь. На земле появились два брата-близнеца: Иоскеха — олицетворение весны, и Тавискарон — олицетворение зимы. Иоскеха создал плодородные долины, реки, изобилующие рыбой, леса, полные дичи. Он желал сделать землю как можно более удобной для жизни, но Тавискарон, в противоположность своему доброму брату, стал создавать разрушительные ураганы, страшных чудовищ и тому подобное. Тогда Иоскеха вызвал злого Тавискарона на поединок — и победил его. После этого он создал людей, поселил их на земле, научил добывать огонь и выращивать кукурузу.
Добавлено спустя 1 минуту 55 секунд: Почти у всех племен зафиксированы мифы о сотворении мира. Так, согласно мифу мускогов, два голубя, летавшие над водой, увидели торчащий над водой стебель травы. Вскоре показалась земля и посреди равнин высокий холм с жилищем Эсогету Эмисси на вершине. Согласно мифам ирокезских племен, прабабку людей Атаентсик (Авенхаи), которая упала с верхнего мира, населенного животными, поддержала на поверхности мирового океана группа животных (бобр, ондатра, выдра и черепаха), одно из которых (ондатра) нырнуло, достало со дна горсть земли и положило ее на панцирь черепахи; постепенно горсть земли выросла и образовала сушу. В ирокезской и алгонкинской мифологической традиции черепаха символизирует землю. В космогоническом мифе зуни Авонавилона силой мысли создал жизнетворные туманы, затем из собственного тела небо и землю, от которых в самом нижнем из четырех покровов земли возникли еще не завершенные племена людей и животные. Там же появился первый человек, мудрейший Пошейанкия, который с помощью братьев-близнецов вывел людей сквозь три других покрова земли на поверхность. Согласно космогоническому мифу хопи, богсоздатель Тайова задумал первый мир и сотворил себе помощника - Сотукнанга, а тот - Паучиху. Она из щепотки земли создала близнецов: первый из них - Покангхойя создал скалы, второй - Полонгохойя наполнил мир звуками. Позже Покангхойя отправился на север, а Полонгохойя - на юг, чтобы уравновесить мир. Затем от матери-кукурузы и отца-неба родились первый мужчина и первая женщина. В дальнейшем из-за распрей между людьми, вызванных злыми существами, Тайова решил уничтожить второй и третий миры. На пороге четвертого Сотукнанг и Паучиха покинули людей. Люди поднялись в этот мир через отверстие Сипапу, которое, по представлениям пуэбло, находится в центре земли. В космогонических мифах навахо ощущается влияние мифологии пуэбло. За время сотворения народ побывал в пяти мирах: четырех темных и последнем - многоцветном. Для индейцев Скеверной Америки весьма характерны мифы о происхождении и миграции племен и о приобретении ими чудесных талисманов или реликвий. У алгонкинов (в частности, делаваров) миграционный миф повествует об историческом странствии племени с его легендарной прародины, лежащей на северо-западе США, на юго-восток континента. В мифологии индейцев кайова говорится о том, что племя поднялось в этот мир через полый древесный ствол и странствовало от верховьев реки Иеллоустон на юг степной зоны, приобретя в пути чудесный фетиш - куклу Тай-ме. Предки индейцев оседж, согласно их мифологии, спустились на землю со звезд и пришли к реке Миссисипи. У племен северо-запада распространены мифы о происхождении и истории знатных родов и их вождей, куда входят мотивы о миграции из-за моря, о войнах с окружающими племенами, о чудесном приобретении тотемных гербов (последние широко изображаются на тотемных столбах, стенах домов, надгробных памятниках, лодках и т. д.). Согласно мифам пуэбло (в частности, у хопи) на поверхности земли людям встретился их защитник и покровитель Macay´y, он потребовал от людей совершить по четыре миграции вдоль и поперек континента и затем основать поселения. Macay´y снабдил старейшин отдельных родов племени каменными табличками, на которых был начертан путь каждого рода. Во время миграций каждый род приобрел своих духовпокровителей - качина, связанных с культом плодородия. Эпизоды странствий различных родов пуэбло записаны на скалах ряда каньонов югозапада, отдельные фрагменты мифов сохранились в виде настенных фресок в ритуальных святилищах - кивах.
я трачу время как монетки нелепо буднями звеня а может это время тратит меня
-
GalinovMost
-
Сообщение №34
Шелестень » 24 апр 2017, 14:27
Черепаха как символ
На Западе черепаха является олицетворением медлительности, на Востоке — мудрости. Возможно, это связано с теми различиями, которые наблюдаются в оценке движения и покоя двумя цивилизациями. В Африке черепаха иногда выступает в качестве мифологического персонажа. В ряде мифологий предстает как животное, поддерживающее землю. У индейцев Северной Америки — символ земли. В китайской традиции фигурирует черепаха Ао, на спине у которой расположены три священные горы, являющиеся обителью бессмертных. Поскольку небо, согласно представлениям китайцев, имеет форму полусферы, а земля — квадрата, черепаха, с куполообразным панцирем вверху и плоским четырехугольным туловищем, становится для них моделью вселенной. Также она считается образом долголетия и наделяется духовной силой; по ее панцирю прорицатели предсказывали будущее. По легенде, на панцире первой черепахи был начертан трактат, повествующий о разделе земли. В китайской средневековой литературе черепаха Ао стала символом высшей учености.
Чтоб добиться своего, всех в лягушек превращай.
-
Шелестень
-
- Автор темы
Сообщение №35
Шелестень » 24 апр 2017, 14:58
Миф творения народа Йоруба (Западная Африка)
В начале мир был бесформенным водным Хаосом; не было ни суши, ни моря, а лишь сплошное бесплодное болото. Над ним, в небесах, обитало Верховное Существо, Олорун, а с ним и другие боги, в том числе Ориша Нла, называемый Великим Богом. Олорун призвал к себе Ориша Нла и повелел ему сотворить мир. Настало время создать твердую почву, и Олорун вручил для этого Ориша Нла скорлупу улитки, наполненную волшебной землей, голубя и курицу с пятью пальцами. Ориша Нла спустился в Хаос и принялся обустраивать его. Он бросил волшебную землю в маленькую ямку. Голубь и курица начали рыться в волшебной земле и рылись до тех пор, пока суша окончательно не отделилась от моря. Когда Ориша Нла вернулся к Олоруну, чтобы отчитаться о проделанной работе, Олорун послал хамелеона на проверку. Хамелеон сообщил, что дела идут хорошо, и Олорун, довольный работой Ориша Нла, послал его довершить свои труды. Первое место, возникшее на земле, известно под названием Ифе, что на языке йоруба означает "широкое". Потом к нему добавилось Иле, означающее "дом". В наши дни город Ифе-Иле считается у народа йоруба самым священным.
Сотворение земли продолжалось четыре дня. На пятый день Ориша Нла отдыхал от своих трудов. Йоруба обычно работают четыре дня подряд, а на пятый отдыхают в память о сотворении мира.
Ориша Нла снова вернулся на землю, чтобы посадить деревья, в том числе первую масличную пальму. Олорун пролил с небес дождь, чтобы напоить семена, и вырос огромный лес.
На небесах Олорун начал творить первых людей. Ориша Нла вылепил их формы из земли, но вдохнуть в них жизнь мог только Олорун, Верховное Существо. Ориша Нла спрятался в мастерской Олоруна, чтобы подсмотреть, как это будет происходить. Но Олорун узнал об этом и погрузил Ориша Нла в глубокий сон; так что только Олорун знает тайну оживления тела. И по сей день Ориша Нла делает новые человеческие тела посредством отца и матери будущего новорожденного, но вдыхает жизнь в них именно Олорун.
Взято из книги Д.Ф.Бирлайс. Параллельная мифология.
Добавлено спустя 12 минут 13 секунд: Дерево Дерево — один из центральных символов мировой традиции. Подобно другим растительным формам, оно связывается с плодородием, процветанием, изобилием, однако прежде всего оно является олицетворением жизни в различных ее аспектах и проявлениях. Кроме того, дерево может выступать как символ вечной жизни, бессмертия. Оно соотносится с мирозданием и, в контексте идеи тождества макрокосма и микрокосма, с человеком (в силу вертикального положения последнего), человеческим родом (ср. генеалогическое древо). Основные символические формы, связанные с деревом, — мировое древо (реализующее универсальную концепцию мира) и его варианты — древо жизни и древо познания. Образ древа познания возникает на более поздних стадиях культуры. Он символизирует способность различения сущностей с целью достижения состояния совершенства и выступает параллелью древу жизни (иногда даже сливаясь с последним). В вавилонской мифологии описываются древо истины и древо жизни, растущие на небесах. В египетской традиции также известны оба эти образа. В буддизме фигурирует дерево Будды (смоковница, или фига, называемая бодхи), под которым тот обрел просветление; в то же время этот образ соотносится с фигой как мировым древом в индуизме. Ясень Иггдрасиль, мировое древо скандинавской мифологии, в определенной степени выполняет функции древа познания: стремясь обрести тайную мудрость, Бог Один девять дней и ночей провисел на нем, принеся себя в жертву. Образ мирового древа широко распространен во многих культурах и выступает одним из олицетворений мировой оси, аналогом мирового столпа, мировой горы, символом центра мира. Три космические сферы ассоциируются с тремя частями дерева: нижний мир — это его корни, земля — ствол, крона — небеса. Само мировое древо наделяется функцией взаимосвязи между тремя мирами. Посредством этого образа осуществлялось структурирование мирового пространства. Например, части мирового древа древнеиндийской традиции, ашшватхи (смоковницы), соотносятся в упанишадах с различными частями макрокосма и с различными элементами социальных структур. С мировым древом связываются важнейшие оппозиции культуры (например, верх — низ, правое — левое, небесное — земное, мужское — женское). Рассматриваемое по вертикали мировое древо отождествляется с различными тройственными структурами: прежде всего это три уровня мироздания, но также и три времени, три поколения, три части тела. С каждой частью вертикали мирового древа соотносятся различные группы существ: лягушка, мышь, рыба, дракон и змей (хтонические силы) ассоциируются с корнями; олень, лось, корова, конь, лев, единорог и другие животные (а также человек) соответствуют стволу; птицы связаны с листвой. Горизонтальная структура мирового древа указывает на четыре стороны света (для каждой из которых может выделяться животное, растительное, цветовое и т. п. соответствие), соотносясь с квадратом и другими четверичными формами, и выделяет центр; сходная символика нашла отражения и в различных культовых сооружениях (менгир, зиккурат, пирамида, ступа, пагода). В своей горизонтальной структуре мировое древо моделирует числовые и пространственные отношения, времена года, части суток, стихии. Таким образом, вертикаль мирового древа соотносится с числом три, переходом, динамическим, духовным началом; горизонталь — с числом четыре, стабильностью, статическим, материальным началом. Сумма числовых соответствий передает синтез двух аспектов, их произведение — символизирует совершенство и полноту. В числе символических коннотаций образа мирового древа — вечное обновление и космическое возрождение, плодородие и сакральность, бессмертие, абсолютная реальность. Мировое древо становится фоном сюжета так называемого основного индоевропейского мифа: бог-громовержец (соотносимый с кроной) убивает чудовище (таящееся у корней) и освобождает похищенное им сокровище (локализуемое у ствола). В мифологии оно предстает также связанным с ритуалом, обеспечивающим плодородие, богатство и т. п. блага (например, повешенное на священном дубе золотое руно). Во многих культурах прослеживается мотив жертвоприношения у мирового древа: в этом контексте можно упомянуть о связи последнего с крестом. В ряде традиций почитается особый вид дерева. Так, например, береза считалась священной у восточных славян; ясень — у скандинавских народов; бамбук — у японцев. С деревьями ассоциируются различные божества: лавр и греческий бог Аполлон; дуб и восточнославянский бог Перун; в буддизме священное дерево бодхи — атрибут Будды и символ просветления.
Чтоб добиться своего, всех в лягушек превращай.
-
Шелестень
-
- Автор темы
Сообщение №36
Шелестень » 24 апр 2017, 18:56
Бразилия Начало мира Сказывают, что в начале мира была только тьма. Из тьмы вышли два человека: одного звали Карусакайби, другой был его сыном и звался Райру. И вот когда они шли, Райру споткнулся о камень, выдолбленный, как горшок, и стал бранить его. Кару, отец его, велел Райру взять этот камень с собой. Райру послушал отца, взвалил камень себе на голову и понес. Шли они, шли, а камень расти стал. Когда же он сделался очень большим, юноша пожаловался: – Очень уж тяжел камень, отец. Кару ничего не ответил. Пошли они дальше. Вскоре камень так вырос, что Райру, сгибаясь под его тяжестью, не мог больше идти. А камень, похожий на огромный горшок, все рос и рос и наконец превратился в небо. Потом на небе появилось солнце. Тут Райру преклонил колена перед отцом, который сотворил небо.
Добавлено спустя 6 минут 42 секунды: Полинезия
Ао и По Вселенная двойственна по своей природе. Одна половина – Ао – свет, день, небо, мужское начало. Его противоположность – По – тьма, ночь, земля, женское начало. Тьму, олицетворяемую По, не следует связывать с понятием зла. Тьма – По теплая и плодородная, подобная чреву Земли.
В гавайском мифе творения "Кумулипо” ("Происхождение всех вещей”) говорится, что в начале был лишь огромный водный Хаос. Затем Ку, Творец, начал петь, отделяя Ао от По:
Вещи, рожденные из "по” есть "по”; Вещи, рожденные из "ао” есть "ао”.
Это можно перевести по-разному, например: "вещи, состоящие из тьмы, дали жизнь тьме”, а "вещи, состоящие из света, дали жизнь свету”. Одним словом, великий акт сотворения мира представлял собой отделение Ао от По, дня - от ночи.
Ку породил Каналое, бога моря. Потом Ку породил Кане (в Новой Зеландии – Тане). Возможно, Кане родился от союза Ку, Неба-Отца, и Хины, Земли-Матери. "Кане” означает "человек”. Кане совокуплялся со множеством существ, и так возникли травы, ручьи и пресмыкающиеся. Но он хотел, чтобы у него родился ребенок, похожий на него. Поэтому он взял на Гавайике, мифической родине полинезийцев, немного красной глины и слепил Хине-хау-она, "женщину, сделанную из земли”. Их первой дочерью стала Хине-титама, "рассветная женщина”: ведь на рассвете ночь встречается с днем. Но потом Кане стал нехорошим и взял в себе жены собственную дочь Хине-титаму, скрыв от нее, что был ее отцом.
Это было против законов природы, и так возникло великое табу на инцест. Хина знала о греховных желаниях Кане. Когда Хине-титама наконец узнала, что Кане был ее отцом, она с воплями бежала в жилище своей матери, мир мертвых По. Хине-титама воскликнула: "Ты разорвал пуповину мира!” Итак, было велено, чтобы Кане не прикасался к своей дочери. Хине-титама и ее мать стали вместе властвовать над миром мертвых По под землей. А Кане был вынужден остаться наверху, в мире Ао.
Из-за преступления Кане его дети при жизни обитают на земле. Но, умирая, они возвращаются к матери, и Мать-Земля скрывает своих детей в мире По от греховного Кане. Впрочем, мы знаем По и при жизни в виде ночи – времени прекрасных грез, любви и явления духов.
Однако, в другом источнике другая информация:
Мифологические сюжеты островитян Полинезии
Начало триединого мира Самыми старыми божествами считаются небо и земля - Рангинуи (Ранги) и Папатуануку (Папа), заключенных в тесных объятиях друг друга. Когда у них родились сыновья, родители держали их между собой, пропуская к ним лишь лучи света. Сыновья пытались освободиться. После нескольких неудачных попыток один из сыновей, Танэ, уперся ногами в Ранги, а вытянутыми руками в Папа. Упираясь изо всех сил, вниз головой, он сумел с помощью своих братьев разделить родителей. Ранги стал небом, а Папа землей - Небо-Отец и Мать-Земля. Горе разделенных родителей выражается в падающем с неба дожде и поднимающемся с земли тумане.
Чтоб добиться своего, всех в лягушек превращай.
-
Шелестень
-
- Автор темы
Сообщение №37
Шелестень » 25 апр 2017, 00:28
КамчаткаТекста много, потому под катом
Мифы творения и космогонические предания Камчатки
А. А. Гончарова
В культуре всех народов есть повествования, в которых рассказывается о порождении животных, птиц, орудий труда, явлений природы, особенностей местности, человека. Подобные рассказы, входящие в состав архаического фольклора, принято называть "мифами творения".
Они тесно связаны с рассказами об упорядоченности этого мира, в которых представлен процесс перехода от хаоса к космосу, что дало основание такие тексты именовать "космогоническими мифами" или преданиями и относить их к "более развитым мифологиям" (4). Космогонические предания включают и этапы происхождения (сотворения) человека, "чистые" же антропогонические мифы встречаются весьма редко. Миф и мифотворчество к настоящему времени всесторонне изучены и представлены не только отдельными именами выдающихся ученых, как русских, так и зарубежных, но и известными научными школами.
В данной работе мы в основном опираемся на труды Е. М. Мелетинского, чьи теоретические обобщения всегда делались на богатом мифологическом материале народов мира, включая регион Сибири и Камчатки.
Структурное единство мифов и многих фольклорных жанров разных народов, которые никогда исторически не сообщались, отмечалось неоднократно и назывались причины подобного сходства.
Изучая архаические мифы творения, Е. М. Мелетинский выявил их структуру, "акты творения" и в итоге дал таблицу, которая охватывает все основные мифы творения. В ней указан "тип творения" (I-VIII), объект, источник и творец, бог, демиург, культурный герой (3, с. 196).
Самые ранние записи мифов творения и космогонических преданий ительменов даны на страницах известных трудов С. П. Крашенинникова и Г. В. Стеллера о Камчатке (1; 6). Уже много лет эти книги были предметом внимания ученых, однако в указанном аспекте данный материал еще не рассматривался.
Все, что записано (и пересказано) учеными о происхождении ительменов, их земли, природных и хозяйственных объектов, животных, рыб - не что иное, как единый миф творения, представленный его отдельными актами и указывающий на постепенный переход от хаоса к космосу (что характерно для космогонических мифов).
Во всех мифах творения есть "творящий субъект", тот, кто порождает что-то, кого-то (объект). В мифологиях мира это может быть культурный герой, демиург, творец, прародитель, бог, в культуре каждого героя он именуется. С. П. Крашенинников и Г. В. Стеллер зафиксировали, что таким творящим субъектом для ительменов является Кутха (Кутка), которого они считают "величайшим из богов", "это он создал все и что все от него произошло" (6, с. 150). Г. В. Стеллер был удивлен "представлениями ительменов о божестве и духах", "полной неразберихой в отношении "всего их религиозного учения" (6, с. 157). Он пишет, что в этом плане "их мысли бессвязны, непродуманны, маловероятны и настолько курьезны, что сначала мне совершенно не верилось, что они высказывали все это вполне серьезно, и я первоначально усматривал в этом одну забаву" (там же). Действительно, человеку цивилизации невозможно адекватно воспринять культуру человека архаического. На самом же деле, с точки зрения теории мифа, представленный материал органично вписывается в универсальную модель мифологической картины мира, обобщая ее.
В ительменских мифах творения Камчатки Кутх действует "единолично", в отличие, например, от чукотских мифов, где Ворон-Куркыль создает мир и по поручению творца.
Дело в том, что ительменский Кутх в одном лице объединяет разные роли: творца, демиурга, первопредка, культурного героя и мифологического озорника-трикстера. Дети Кутха (особенно сыновья) могут выполнять функцию культурного героя. Ительмены рассказывали Г. В. Стеллеру, что они произошли "от детей Кутха и Хахи" (6, с. 150), а в другой раз сообщали, "что Кутха высидел их здесь" (6, с. 145). От Кутхи и его сыновей научились они "строить юрты и ловле рыбы, зверей и птиц" (6, с. 150). На страницах книги С. П. Крашенинникова представлен миф творения, "жизнеописание" Кутха и его семейства, космогонические предания об устройстве мира.
Здесь сказано, что Кутх "сотворил землю", а "кто сотворил небо и светила небесные, не ведают, токмо сказывают, что оные прежде Земли были..." (1, с. 71). Здесь есть некий намек, что в сотворении мира мог принимать участие еще кто-то. В других мифологиях это творец, некий "Верхний дух" (например, в мифологии манси). В космогонических преданиях коряков (чавчувенов) Ворона-творца заменяет Верховное существо (6, с. 220). Отметим, что эти предания записаны гораздо позднее, уже в 20-е гг. ХХ в.
В мифах творения необходимо рассмотреть, как, каким образом и из чего появляются объекты природы и культуры, а также и сам человек. В трудах С. П. Крашенинникова и Г. В. Стеллера приводятся интересные варианты "типов творения", подтверждающие научность таблицы Е. М. Мелетинского. Архаическим мифам, к которым относится и наш материал, порождение мира путем "словесного называния" несвойственно. Появление, рождение объектов мира может происходить самопроизвольно, отделяться от частей тела творящего субъекта, различных его извлечений, путем перемещения. Миф творения может не иметь развернутого сюжета, достаточно, чтобы в нем были "три основные роли - объект, источник, субъект (3, с. 197). В пересказе Г. В. Стеллера передан подобный краткий миф происхождении ительменов "будто Кутка высидел их здесь" (6, с. 145). Указание на "высиживание" как на тип творения подразумевает и особый "материал". А если учесть зооантропоморфность Кутха (Ворона), то ительмены произошли из яйца Кутха, "высидел из яиц". Происхождение первых людей из яйца известно многим народам, в частности, подобное встречается в американо-индейской, австралийской, океанийской мифологии. "Яйцо мировое, яйцо космическое, мифологический символ", - пишет В. Н. Топоров. "Во многих мифологических традициях известен образ яйца мирового, из которого возникает вселенная или некая персонифицированная творческая сила: бог-творец, культурный герой-демиург, иногда - род людской" (4, с. 681).
"Извлечение" разных объектов, природных и культурных "из себя" присуще только творцам, культурным героям. В книге Г. В. Стеллера приводятся мифы и мифологические сказки, сюжеты которых объединены в "Вороний цикл", в них Кутх предстает озорником-трикстером. Учитывая синкретичность архаического фольклора, уместно обратить внимание и на них. Здесь можно заметить это "извлечение", "извержение" из себя Кутхом различных объектов, что роднит их с мифами творения и может быть рассмотрено как часть единого мифа. Приводя богатейший материал мифологии ительменов, Г. В. Стеллер оценивает его по-бытовому, называя эти рассказы "гнусными и смешными". Так, например, он пишет о Кутхе: "Однажды ему удалось спастись от своих преследователей только тем, что во время бегства он стал испражняться всевозможного рода ягодами, это и задержало гнавшихся за ним" (6, с. 155). В другом месте сказано, что "во время голодовки... он нацедил себе собственной крови и сварил из нее студень" (там же). Подобные действия Кутха у современного читателя могут вызывать улыбку, а если говорить серьезно, то в первом случае они классифицируются как сотворение природных объектов - ягод, а во втором - указывают на "шаманские" трюки Ворона.
Другие типы творения мира в архаических культурах - это спонтанное появление объектов, перемещение в пространстве и часто некие "магические превращения одних предметов и существ в другие" (3, с. 196). Подобные "магические превращения" и приводит Г. В. Стеллер в своей книге, называя их "смехотворными и бессмысленными", которые к тому же создают "новую систему превращений" (6, с. 165).
Мифологическому сознанию подвластно все: любые явления и предметы могут быть сближенными, перемещенными - здесь свои законы. Приведем примеры этих "магических превращений". В мифологической картине мира ительменов способными к превращению и заменам оказались в немалой степени рыбы (вода) и птицы (небо). Г. В. Стеллер пишет: "Куропаток они превращают в гольцов или форелей, если эти птицы упадут в воду, указанные же рыбы вновь превращаются в птиц, если волны выбрасывают их на берег" (6, с. 165).
Уместно вспомнить, что куропатки в мифологической картине мира ительменов занимают особое место. Так, Пилячуч - "пастух" всех животных, "ездит на птицах, особливо же на куропатках" (1, c. 75). Как видим, куропатки причислены к виду "избранных" птиц, в силу этого они участвуют в подобных перемещениях.
Мыши, "мышиный народ", почитаемый ительменами, также принимают участие в достра-ивании мира: с ними связывают появление китов. Миф об этом дается в пересказе Стеллера: "В окрест-ностях острога на реке Кыкчик есть озеро, около которого были найдены китовые кости. Не будучи в состоянии объяснить, каким образом они попали туда, ительмены так истолковали их происхождение: весною мыши собирают утиные яйца, а так как порою случается, что им трудно бывает унести их, тогда они роняют яйца, из которых затем выходят уже не утки, а киты" (6, с. 165).
Можно заметить, что в приведенных примерах в устройстве мира Кутка не участвует, так как он уже его сотворил, а "достраивание" возможно только для "избранных". Родственные отношения мышей и Кутха известны по многочисленным сюжетам (с вариантами) мифологических сказок, которые дошли до наших дней, что свидетельствует об их большой популярности среди ительменов и коряков.
Отголоски мифа творения могут содержаться в сюжетах, в которых указывается на все-сильность Кутха как устроителя этого мира. В этом плане может быть рассмотрен рассказ "о некоем Лжекутке, который будто бы вызвал большой переполох среди потомков настоящего Кутки" (6, с. 155). Лжекутк, как в русских волшебных сказках "ложный" герой, попытался повторить действия Кутха: вызвал "из моря другого полипа, также велел ему бороться со скалою" (там же), а скала была раскаленной. Полип попросил показать Лжекутка, как это можно сделать, тот "обхватил руками скалу и изжарился" (Там же). Настоящему Кутхе, первопредку, творцу и культурному герою, подвластно все, а тот, кто пытается подменить его, погибает. Похожая ситуация запечатлена в сказках о Кутхе, которые дошли до наших дней: подражатели Кутха часто оказываются осмеянными. Изложенные С. П. Крашенинниковым в главе второй "рассказы" могут быть рассмотрены как космогонический миф об устройстве мира. Здесь даны элементы "космогонии" (земля, небо), указано на особое "распределение" всех частей этого космоса и его "владельцев": есть бог и лесные, горные, облачные духи, есть и "управители ветра" (первые дети Кутха), "вечерней зари и утренней" (Савина).
Укажем, что С. П. Крашенинников приводит сведения о происхождении земли в представлении камчадалов: "Кто сотворил небо и светила небесные, не ведают, токмо сказывают, что оныя прежде земли были, о сотворении которой объявляют двояко: иные говорят, что Кутху сотворил землю из своего сына, называемого Сымскалинъ, которого родила жена его Илькхумъ, гуляя с ним по морю, а другие, что Кутху с сестрою Хутлытич землю снесли с неба, и утвердили на море, а море сотворил Ушлейгынъ, который и поныне в нем пребывает" (1, с. 71).
Как в космогонических преданиях других народов (манси, нганасаны, народы Океании и др.), земля всегда соотносима с водой. Вода чаще всего дается как некий хаос (что-то неоформленное, текучее), земля же в бинарной паре с водой уже некий космос. Первая точка зрения камчадалов о появлении земли (см. текст выше) также включает водную стихию (рождение сына связано с морем), а вторая - прямо указывает, что землю "утвердили на море".
Землю могут добывать и со дна моря, чаще всего это делают птицы (ныряют на дно моря) - это самый распространенный мировой сюжет о происхождении земли.
Говоря о мифах творения и космогонических, следует указать на специфику мифического времени. Миф как жанр характеризуется сакральным мифическим временем, временем начальным и как бы застывшим на века. Это время предшествовало времени эмпирическому. Мифическое время - "это эпоха первопредметов и перводействий: первый огонь, первое копье, первый дом и т. д. Миф воспринимается "как вести времени творения"" (3, с. 173).
Время первотворения, как время особое, ительмены (камчадалы) относят к жизни и дея-тельности Кутха (Ворона) и его детей. Рассказывая Г. В. Стеллеру о жизни после смерти (в преиспод-ней), они уверяли его, что "в преисподней гораздо веселее и приятнее, чем на земле: там меньше бурь, дождей и снега, чем на Камчатке, население чрезвычайно многочисленно и всего есть вдоволь; одним словом, там все устроено так, как было устроено вначале, во времена Кутки на Камчатке" (6, с. 160). Неслучайно в подземном мире главным лицом, устроителем этого идеального мира является Хаэч, "один из первых сыновей Кутки" (6, с. 159).
Таким образом, "время Кутки" - это и есть то особое, начальное сакральное время, которое для ительменов 40-х гг. ХVIII в. (время знакомства с ними С. П. Крашенинникова и Г. В. Стеллера) оставалось "психологической реальностью" (Б. Малиновский) благодаря воспроизведению его в обрядах и празднествах (достаточно вспомнить три варианта обряда "Алхалалалай" в записях С. П. Крашенинникова.
[ закрыть ]
Добавлено спустя 13 минут 57 секунд:ХантыСотворение мира Не было ни земли, ни воды, был только один Нум–Торум. Был у Торума дом в воздухе; на расстоянии трех аршин от дверей лежала доска, и только по этой доске ходил Торум, когда он выходил из дома. И ел и пил он только мед и сур. День и ночь он бывал дома, только два–три раза в день выходил гулять. Когда он приходил с прогулки, то садился на место–перину, садился и думал. Однажды во время его размышлений капнула капля сверху на стол. Капля скатилась со стола, упала на пол, и вышел младенец — женщина Еви [2]. Маленькая девочка открыла дверь и вошла в другую комнату. Когда она оделась в этой комнате в платье, неизвестно откуда полученное, и вышла к Нуму, то он бросился ей на шею, поцеловал ее и сказал: — Будем с тобою век жить. Долго жили, коротко жили, у них родился сын. Сын рос очень быстро, потому что такие люди быстро растут, и вышел однажды на преддверную доску гулять. Отец и мать говорили ему: — Далеко не ходи, ты можешь с этой доски упасть. Он их успокоил, говоря, что не упадет. Вдруг сверху спустилась бумага[3] прямо к сыну Нума и прильнула к ладони правой руки. Бумага эта поднялась вместе с ним кверху, и он пришел к дедушке. Тот его спросил: — Ты пришел ко мне? — Да, я пришел. — Как поживаешь? — Ничего живу. Дедушка спросил его: — Что у тебя есть там, внизу, кроме домика, широко ли там или узко? И он ответил ему: — Ничего не знаю, широко или узко. — А есть ли вода или земля? — Ничего не знаю. Вниз смотрю: везде широко, не видно ни земли, ни воды. Тогда дедушка дал ему в руки земли и ту бумажку, с которой он поднялся кверху, и спустил его обратно в домик к Нум–Торуму, сказав на прощание: — Когда ты спустишься вниз, то сбрось с преддверной доски землю вниз. Когда он спустился, то землю всю высыпал вниз и пришел в дом, который был золотым. Тогда отец и мать спросили его, где он так долго ходил. Он им ответил, что был на улице, на доске, и играл. На другой день дедушка сам спустился в золотой дом Нум–Торума. Его напоили и накормили. Дедушка спросил у мальчика: — Знаешь ли ты, кто больше — сын или отец? Он ответил ему, что отец–бог выше сына. Отец и мать стали спорить, что есть один бог. Дедушка сказал им: — У вас ума нет, маленький умнее вас. Затем дедушка скрылся. На другой день мальчик опять вышел на ту же доску, посмотрел вниз и увидел землю, но леса нет. Тогда он прибежал к родителям и сказал, что увидел землю, и стал просить спустить его вниз. Его посадили в золотую люльку и спустили на веревке вниз. Когда он, спустившись, правую ногу выставил из люльки на землю, то нога стала тонуть как будто бы в жиже. Тогда отец обратно поднял его. Мальчик рассказал, что спустился, но земля жидкая. Мать стала говорить: — Ну ладно, сынок, завтра вместе спустимся, сама посмотрю. Назавтра, утром раненько, спустились оба в люльке. Спустились оба вниз, и вот мать действительно увидела, что земли нет, а есть жидкое болото. Она сначала стала на ноги, потом пришлось нагнуться и уцепиться руками. И вот стала она тонуть и скоро совсем скрылась. Мальчик остался и заплакал. Наконец он потянул за веревку, отец его поднял и стал спрашивать: — Почему плачешь и где мать? — Мать, — говорит он, — утонула в болоте. Отец стал его утешать и сказал: — Скоро ли, не скоро ли, но все равно все умрем. Скоро, однако, мать вышла из комнаты смеющаяся и стала говорить сыну: — Зачем ты плакал? Все равно, когда мир будет на земле, то дети будут также оплакивать своих родителей. Скоро будут деревья и трава на земле, потом народятся везде люди. На другой день, поутру, мальчика опять опустили на землю. Он вышел из люльки и побежал по земле: болота не было, земля укрепилась. Мальчик из земли сделал двух людей — мужчину и женщину. Когда он на них дунул, они ожили. Потом Торум создал морошку и бруснику — красную ягоду. И сказал Нум–Торум людям: — Вот вам морошка и красная ягода — питайтесь ими. Потом он им сказал: — Когда я уйду от вас, то придет Куль и будет вас соблазнять. Вы ему не верьте, пока я не приду сам; когда приду сам, то скажу иначе. Он пошевелил веревкой, его подняли кверху. Тогда Куль пришел к вновь созданным людям и стал спрашивать: — Что? Торум повелел вам есть морошку и красную ягоду? И он дал им горсть черемухи и сказал: — Вы едите морошку и красную ягоду — от нее сытости нет, а вот если съесть эту горсть черемухи, то от нее навсегда будешь сыт. Они не думали есть, но Куль уговорил их. Они съели и почувствовали, что сыты. Куль скрылся. Они продолжали есть черемуху. Когда Торум пришел на землю и стал спрашивать, что они едят, они показали. — Зачем вы послушались Куля: он соблазнил вас! Торум пошевелил их рукой, они упали в разные стороны замертво. Торум дунул на них, они опять ожили. Потом он им сказал: — Я вас оживил. Смотрите, придет опять Куль, будет вас соблазнять — вы его не слушайте, ешьте морошку и красную ягоду, которые я повелел вам есть раньше. Затем он создал зайца и сказал им: — Этого можно есть. Затем позволил им есть и малину. — Смотрите, — сказал он им на прощание, — не давайте себя соблазнять Кулю; ведь вы уже были мертвые, верьте, потому, что дали себя соблазнить Кулю. Теперь я вас опять оставлю здесь, и, если Куль будет вас соблазнять, не слушайте его слов, пока я не приду. И показал он им три дерева: сосну, лиственницу и березу. После ухода Торума явился Куль и стал спрашивать: — Зачем вам есть эту малину, что в ней сытного? А вот есть кедр — высокое дерево, на нем шишки. Возьмите эту шишку, и будет у вас полная горсть орехов, и вы будете сыты. Когда они съели эту шишку, то увидели, что они нагие, и стали друг друга стыдиться, потом соблазнились друг другом и согрешили. После этого они спрятались в траву. Когда пришел Торум и стал их звать, они откликнулись чуть слышно. — Почему вы спрятались? — спросил он их. Когда он подошел к ним, они оба сидели на земле и не могли встать на ноги. И сказал им Торум: — Вот я создал для вас оленей, овечек, зайцев, коров и лошадей; кожей их вы будете одеваться. Я говорил вам, что не нужно есть, вы не послушались, теперь оставайтесь на земле. Не оставил Торум им ни огня, ни котла, оставил только сырое мясо и сам ушел вверх, на небо. Спустя некоторое время Торум посмотрел с неба вниз и увидел неисчислимое количество людей на земле — столько, что им стало тесно и они начали воевать друг с другом. «Что из этого выйдет? — подумал Торум. — Надо дать им зиму, чтобы они мерзли». И народ стал мерзнуть и умирать от мороза. Потом Торум стал размышлять, отчего осталось так мало народу. И он опять спустился на землю. Ходил он по земле и думал. Увидел камень и приложил руку к этому камню, и пошел жар от камня. Возле него лежал маленький камень. Когда он взял маленький камень и ударил о большой, то большой рассыпался — и из него вышла женщина–огонь. От камня пошла дорога, неизвестно куда ведущая, но очень широкая. Еще из камня образовалась не целая лодка, то ли нос, то ли корма ее — неизвестно. Взял Торум опять камешки и стал друг о друга ударять, и показался огонь. Тогда Торум сделал из березовой коры трут, изрубил дерево, наколол дров и развел огонь. Когда он развел огонь, то собрал народ и стал отогревать у этого огня. Потом стал он думать о том, что нельзя людям жить без варева, и сделал котел (из железа ли, из камня ли — неизвестно). И он принес в этот котел воды, повесил котел на палки, убил скотину (то ли корову, то ли овцу — неизвестно). Когда все сварилось, Торум сам сел, закусил, и ему показалась пища вкусной. Накормил он остальных, оставшихся в живых, сказав им: — Вот я вам показал пример, как вам варить: вот огонь, вот вода; как я делал, так делайте и вы. Если будете зябнуть, разложите огонь — отогреетесь. Что добудете и что где достанете — вот так варите и пеките. Питайтесь той пищей, которую я вам посоветовал. Потом он им показал, как добывать птицу перевесами, рыбу — гимгами, как неводить, как колыданить и всякие промыслы. Затем сказал народу: — Больше я не приду к вам, так и живите [4]. Когда Торум поднялся вверх, то спустя некоторое время стал опять смотреть вниз на землю. Видит, что народ размножился, все трудятся. И стал думать: «Вот сколько расплодилось народу, соблазнил их дьявол». Позвал Торум к себе Куля и говорит: — Ты без моего позволения никого не тронь, не соблазняй, пока не скажу. Когда скажу, укажу на старого или молодого, того и возьмешь [5]. Половину народа ты возьмешь, а половина останется мне.
Чтоб добиться своего, всех в лягушек превращай.
-
Шелестень
-
- Автор темы
Сообщение №38
Шелестень » 25 апр 2017, 00:58
Якутия
Согласно мифологии, вселенная состоит из трех миров: Верхнего, Среднего и Нижнего. Мифы о трех мирах более подробно сохранились в героическом эпосе олонхо. Каждое олонхо начинается с великолепного описания мироздания. Средоточием эпической вселенной является Средний мир — земля, страна, предназначенная для жизни людей подсолнечного мира племени айыы аймаҕа, с богатой природой и красочным пейзажем. На самой средине Средней земли растет священное дерево Аал Кудук (или Луук) Мас — символ плодородия и вечного расцвета жизни на ней. В Среднем мире обитают духи —хозяева иччи, которые покровительствуют людям. Верхний мир поэтически описывается как трех-, семи-, девятиярусный. В нём обитают Үрүҥ Айыы Тойон, Дьылҕа Хаан, Дьөһөгөй Айыы и другие добрые божества айыы, покровительствующие людям, и верхние абааһы. Под землей находится Нижний мир, населенный абааһы во главе с Арсан Дуолай. Борьба богатырей айыы аймаҕа с богатырями абааһы составляет основу сюжета многих олонхо. Три мира служат эпическим местом действия персонажей олонхо, в шаманстве — местом шаманских камланий. Шаман возвращает сүр и кут больных, похищенных абааһы из Нижнего или Верхнего мира. Солнце связывается с Үрүҥ Айыы Тойоном. В одних мифах Солнце — это сияние этого высшего божества, в других — в стране Үрүҥ Айыы Тойона три Солнца, одно из которых видно на Земле, свет и тепло его посылается божеством через отверстие на небе.
О сотворении мира сообщают якуты, что Ar-Tojon, Urung Tojon и Suga Tojon единодушно согласились создать небо и землю и, как они говорят: Sir Tangara ёdюbita, Kuin, Cui, U, Kisi, bari Kamnюr Kara ongnorbutag — «Земля, небо началось. Солнце, месяц, вода, человек и все движущие черны сотворены». Adsjarai bёgo же создал метеоры, так как он хотел иметь весь мир под своей властью, как и предыдущие, но Ar-Tojon и его братья прокляли его и ввергли в преисподнюю — Ёdangnia, вследствие чего он стал врагом человеческого рода и животных и по временам мучает их морозом, снегом и дождем. У якутов относительно этого имеется сказание. Он, Adsjarai bёgo, потребовал только для себя солнце и воду, которые ему и хотели дать при условии, если бы он схватил отблеск — Dsergelgen, но так как он этого сделать не смог, то все осталось по-старому. Мир, который они создали, состоял сначала из неба, которое было как маленькое кольцо, и земли, которая была похожа на Tellak, но только она была большая. Позже она еще значительно увеличилась. По мнению якутов, этот мир будет стоять еще два поколения, 200 лет, после чего он погибнет от огня. Останутся только двое детей — мальчик и девочка, а небо опять будет как кольцо, а земля как Tellak. Мир будет отдан этим детям и будет опять расширяться, как было раньше.
По другим мифам, первоначално существовал только водный простор, а Земля была создана злым духом, бог облагородил её и создал человека и животных. Во многих мифах в создании Земли большую роль играют птицы: гагара, утка - крохаль и др. В олонхо и сказках Солнце и Луна выступают как живые персонажи. Они живут на небе большой патриархальной семьей. Дочери их, великие шаманки, оживляют богатырей айыы.
Чтоб добиться своего, всех в лягушек превращай.
-
Шелестень
-
- Автор темы
Сообщение №39
Шелестень » 25 апр 2017, 02:34
Я все читаю это и думаю, что же за события могли быть описаны этим языком образов и символов многие годы назад. Это ведь было явление значимого масштаба, если его отголоски нашлись в языках многих народов в разных концах света. И сохранились до наших дней. И каким бы языком мы, современные люди, увековечили бы подобное событие, если бы застали его. А ведь это сложная и большая задача - описать всё так, чтобы и современники понимали и потомки могли прочувствовать...
Яйцо - то, чем была наша вселенная до "большого взрыва"? Откуда тогда древние люди об этом знали? Среди них были астрономы, обладающие технической возможностью заглянуть в космос настолько далеко? Или это просто сказки, из разряда "детей приносит аист", и просто так совпало по всему шарику со всеми этими яйцами-водой-небом? Или, может быть, есть какой-то простой ключ ко всем этим иносказаниям, и он лежит на поверхности и потому остаётся незамеченным?
Чтоб добиться своего, всех в лягушек превращай.
-
Шелестень
-
- Автор темы
Сообщение №40
Шелестень » 25 апр 2017, 14:09
Кстати, о сказках... Наверняка, многие помнят мультик про Василису Прекрасную, там тоже все эти образы в наличии: смерть Кощея на конце иглы, а игла в яйце, яйцо при этом упало в воду, а до этого оно было в утке, в зайце, в ларце на дубе (древо), а дерево охранял змей (горыныч). Кстати, Кощей - владыка подземного (нижнего) царства, а его смерть находится в яйце - символе жизни. А Василиса чем не Персефона? Тот же смысл ведь. Кстати, на самом деле она Марья-Моревна, а не Василиса. Моревна — от слова «мор» — смерть, мороз. А ещё я наткнулась на интересную подробную статью про славянских богов https://dokumentika.org/ru/religiya
Чтоб добиться своего, всех в лягушек превращай.
-
Шелестень
-
- Автор темы
Сообщение №41
GalinovMost » 25 апр 2017, 14:38
Северная Лень, да, как все-таки со временем трансформируются сказки и легенды. Василиса-то ведь полный антипод Моревны. Скорее уж на Мокошь похожа)
я трачу время как монетки нелепо буднями звеня а может это время тратит меня
-
GalinovMost
-
Сообщение №42
Шелестень » 25 апр 2017, 22:36
это естественно язык, речь - живой организм, тоже меняется со временем
Чтоб добиться своего, всех в лягушек превращай.
-
Шелестень
-
- Автор темы
Сообщение №43
Шелестень » 26 апр 2017, 01:02
Я тут сейчас подумала... Во многих мифах фигурирует "вода"... Собственно, нигде не говорится, куда она делась. А человек на 80% состоит из воды...
Добавлено спустя 2 минуты 42 секунды: А ещё ребёнок в животе у матери плавает как "золотое яйцо" в водах в темноте...
Чтоб добиться своего, всех в лягушек превращай.
-
Шелестень
-
- Автор темы
Сообщение №44
Шелестень » 05 май 2017, 15:48
В 20-м веке появилась новая легенда - теория большого взрыва
Если кратко, согласно ей вся существовавшая и существующая сейчас во Вселенной материя появилась в одно и то же время — около 13,8 миллиарда лет назад. В тот момент времени вся материя существовала в виде очень компактного абстрактного шара (или точки) с бесконечной плотностью и температурой. Это состояние носило название сингулярности. Неожиданно сингулярность начала расширяться и породила ту Вселенную, которую мы знаем.
Большой Взрыв происходил во всех точках пространства одновременно и синхронно, нельзя указать на какую-либо точку как на центр взрыва, в пространстве нет крупномасштабных градиентов давления и плотности и нет никаких границ или фронтов, отделяющих расширяющееся вещество от пустоты. Большой Взрыв следует представлять как расширение самого пространства вместе с содержащейся в нём материей, которая в среднем в каждой данной точке покоится.
В результате расширения и охлаждения во Вселенной произошли фазовые переходы, аналогичные конденсации жидкости из газа, но применительно к элементарным частицам.
Чтоб добиться своего, всех в лягушек превращай.
-
Шелестень
-
- Автор темы
Сообщение №45
Свекетака » 05 май 2017, 17:12
Северная Лень писал(а) on 05 май 2017, 15:48 ![[?]](/ajax_preview_window/view.gif) В 20-м веке появилась новая легенда - теория большого взрыва
Вот тут не согласна с понятием "легенда" применительно к ТБВ (Теория Большого Взрыва).  . Всё-таки это научная теория, которая подтверждается математическими расчетами и наблюдениями за звездами. Хотя, конечно, почему тот взрыв произошел, пока неизвестно. Или это иносказательно? 
-
Свекетака
-
Сообщение №46
Шелестень » 05 май 2017, 17:34
Свекетака, ну как сказать, что "легенда", что "теория" это все таки не совсем практический опыт, и там и там есть какие-то основания, но доказать абсолютно невозможно ничего. Потом, как по мне, вот это состояние "точки" до большого взрыва примерно как "яйцо" в легендах. Добавлено спустя 4 минуты 19 секунд:В определённом смысле, да. 20-й век технического прогресса и освоения космоса не оставил шанса как многобожию так и основным мировым религиям, т.е. человек все так же имел потребность понять этот мир и его начало, но опираться на веру больше не мог, ТБВ пришлась кстати, исключив разум из творения и оставив все остальное, разложив "воду" и "твердь" на научные атомы и кварки.
Чтоб добиться своего, всех в лягушек превращай.
-
Шелестень
-
- Автор темы
Сообщение №47
Свекетака » 05 май 2017, 18:24
Северная Лень писал(а) on 05 май 2017, 17:38 ![[?]](/ajax_preview_window/view.gif) вот это состояние "точки" до большого взрыва примерно как "яйцо" в легендах.
Согласна! Северная Лень писал(а) on 05 май 2017, 17:38 ![[?]](/ajax_preview_window/view.gif) ТБВ пришлась кстати, исключив разум из творения
А вот тут, мне кажется, ничего не исключали. ТБВ описывает что произошло во время взрыва и после. А что было до? На этот вопрос ученые не могут ответить. Так что есть где разгуляться. Северная Лень писал(а) on 05 май 2017, 17:38 ![[?]](/ajax_preview_window/view.gif) разложив "воду" и "твердь" на научные атомы и кварки.
Ага, уже в виде формул. Но ведь нельзя сказать, что это сильно противоречит большому количеству тех старых "теорий-легенд". Как по мне, так становится ещё интереснее и интереснее. 
-
Свекетака
-
Сообщение №48
Шелестень » 05 май 2017, 22:58
но откуда могли древние люди это знать??? в каком смысле? вроде бы нигде не фигурирует высший разум, взорвавший эту "точку" Свекетака писал(а) on 05 май 2017, 18:24 ![[?]](/ajax_preview_window/view.gif) Ага, уже в виде формул. Но ведь нельзя сказать, что это сильно противоречит большому количеству тех старых "теорий-легенд"
так да, и я об этом
Чтоб добиться своего, всех в лягушек превращай.
-
Шелестень
-
- Автор темы
Вернуться в Удивительное рядом
|
|